Религионавтика - для всех!

Объявление

Клуб Религионавтов приветствует Вас на этом Форуме! Заходите, регистрируйтесь, задавайте вопросы, участвуйте в обсуждении интересных для Вас тем, публикуйте свое творчество, высказывайте свое мнение о любых явлениях и событиях. Желаем приятного и полезного общения! Надеемся, что Вам будет уютно и не скучно с нами!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Религионавтика - для всех! » Зороастрийский форум » Понятие Добра и Зла в Зороастризме


Понятие Добра и Зла в Зороастризме

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

Согласно Зороастризму, мир - комбинация и добра и зла. Любое живое создание не может существовать без присутствия в себе того и другого.
В начале создания мир был совершенным духовным Светом, в котором появился Ахура Мазда (Ahura Mazda), - Высший Бог.
Он подумал о Творении и создал Аша - Неизменный Закон, на основе которого были рождены все Духовные создания. Далее, на основе Аша, Ахура Мазда создал двух близнецов Mainyus по имени Спента Маинью (Spenta Mainyu), хороший дух,- Дух Света, Красоты, идея всех форм и Ангра Маинью или Ахирман (Angra Mainyu или Ahirman), - злой дух, Дух Тьмы. Создание Духовного мира было возможно только, когда эти оба духа объединяются.
Спента Маинью ответственен за все хорошее, созданное в Божественном мире. Он существует в каждом из нас, помогает нам видеть свет непосредственно в пределах нас самих. Ахирман - иллюзия. Он существует, чтобы заставить нас понять то, что означает истинное существование и ценность наших хороших поступков в этой жизни.
В этом вечном конфликте, Ахирман в конечном счете терпит поражение, а Спента Маинью побеждает.
Должно быть отмечено, что Ахирман и Ахура Мазда обладают неограниченной властью, ведь они - создание Бога и работают согласно его Божественному Плану, или Аша.

Источник:
http://www.naturismforum.com/religii_uc … t1374.html

0

2

Martha написал(а):

Ахура Мазда создал двух близнецов Mainyus по имени Спента Маинью (Spenta Mainyu), хороший дух,- Дух Света, Красоты, идея всех форм и Ангра Маинью или Ахирман (Angra Mainyu или Ahirman), - злой дух, Дух Тьмы. Создание Духовного мира было возможно только, когда эти оба духа объединяются.

Категорически неверно.
Ормузд и Ахриман существовали изначально, общего творца у них нет.

Martha написал(а):

Ахирман и Ахура Мазда обладают неограниченной властью, ведь они - создание Бога и работают согласно его Божественному Плану, или Аша.

Мда...
Власть каждого ограничена, как и сила. Ограничение это проистекает из существования проивоположной стороны.

В общем, текст по приведённой ссылке неверен чуть менее чем полностью.

0

3

Йездигерд, очевидно, Martha не является специалистом по Зороастризму, поэтому она не могла оценить достоверность источника, из которого взят этот текст.
Я тоже обратил на это внимание, но не смог квалифицированно объяснить.
К сожалению, нас окружают множество заблуждений и некритически  воспринятых нами стереотипов, особенно в вопросах религии, из которых рождаются предубеждения и т.п.  Насколько я понял, задача Религионавтики как раз заключается в искоренении этих ложных представлений, открытие доступа к достоверной информации, что в конечном счете должно служить укреплению взаимопонимания и сближению различных религий.
Думаю, было бы полезно и интересно для всех участников форума услышать ваше квалифицированное  мнение по данному вопросу.

И еще один вопрос дополнительно. Вот такая мысль пришла: а может быть в вышеприведенном тексте - не просто выдумка невежд, а отражение какого-то маргинального направления зороастризма. Я слышал, что в самом зороастризме есть течение, признающее наличие какого-то более высокого (и более древнего) Бога, который произвел на свет Ормазда и Аримана.  Может быть, Вы про это знаете лучше?  В таком случае, этот текст мог бы отражать как раз такое, неортодоксальное направление?

0

4

Уважаемый Йездигерд!
Рада приветствовать Вас на нашем форуме! Нам как раз недоставало человека, способного достойно представить здесь Зороастризм. Российская публика, к сожалению, лишь по наслышке знакома с этой религией, ее учением и практикой. Да и я, признаться, не спец. Тут Odissey прав безусловно.
Но я все-таки знаю, что вопрос о добре и зле, вопрос выбора  - одна из главных тем в Зороастризме, и эта религия занимает в этом вопросе вполне оригинальную и интересную позицию. Думаю, знакомство с Зороастризмом было бы целесообразно начать именно с этого вопроса.   Поэтому хочу Вас просить хотя бы коротко изложить позицию зороастризма, сопроводив по возможности ссылками на священные тексты.  В разделе "Сокровищница" Вы также можете, при наличии возможности, поместить тексты священных книг Зороастризма, чтобы все участники могли самостоятельно с ними  ознакомиться.

0

5

Odissey написал(а):

И еще один вопрос дополнительно. Вот такая мысль пришла: а может быть в вышеприведенном тексте - не просто выдумка невежд, а отражение какого-то маргинального направления зороастризма. Я слышал, что в самом зороастризме есть течение, признающее наличие какого-то более высокого (и более древнего) Бога, который произвел на свет Ормазда и Аримана.  Может быть, Вы про это знаете лучше?  В таком случае, этот текст мог бы отражать как раз такое, неортодоксальное направление?

Да, есть такое дело. Хотел сразу написать, что представленное по ссылке отдаёт зурванизмом.
Зурванизм это очень давняя ересь в Зороастризме, известная ещё со времён иранской династии Сасанидов, а это примерно III-VII века н.э. Их особенностью является утверждение существования творца Ахура Мазды и Ангро Манью, изначального творца так сказать. Творца звать Зурван (Зерван), что переводится примерно как Время. Есть мнение, что именно увлечение Сасанидов этой ересью привело династию к духовному упадку.
Помимо зурванизма были и есть другие ереси. В их числе маздакиты. Примечательно что те же маздакиты стали теоретиками и практиками первого в истории человечества социалистического общественно-политического учения. Но до наших дней дожили только зурваниты. Самым их ярким представителем в России является Павел Глоба. Собственно из его книг и можно узнать основы этой ереси.
Чем плох зурванизм. Тем, что объединением Злого и Доброго начал выхолащивается сама суть учения Заратуштры. Именно зурванизм по сути ставит знак тождества между авраамическими религиями и зороастризмом. В Традиции (у гебров и парсов) Зло и Добро разделены изначально и не могут быть объединены. И это одна из главных изюминок учения Заратуштры.

Martha написал(а):

Поэтому хочу Вас просить хотя бы коротко изложить позицию зороастризма, сопроводив по возможности ссылками на священные тексты.  В разделе "Сокровищница" Вы также можете, при наличии возможности, поместить тексты священных книг Зороастризма, чтобы все участники могли самостоятельно с ними  ознакомиться.

Благодарю. Именно так и сделаю. По мере наличия времени буду давать ссылки на тексты, сами тексты, разъяснения и т.д.

0

6

Почему Благой Господь не уничтожил Зло?
В зороастрийских текстах есть такое объяснение:

".....И было спрошено так – «Почему Создатель Ормазд не удержит Аримана от злодеяний и злых побуждений, если Он является Могущественным Творцом? Я считаю, что раз так, то такой невсемогущий творец является несовершенным и бессильным».
Ответ на это таков – злодеяния Аримана происходят вследствие его злой природы и злой воли, которые присущи ему вечно как друджу.  Всемогущество Творца Ормазда распространяется на всё, что является возможным и этим ограничивается.
Невозможное не может быть совершено могущественным или немогущественным существом. Когда говорят, что нечто невозможно, но Бог способен на это, то в действительности это уже является не «невозможным», а «возможным».
Раз ограничены Его возможности, так же и Его воля. Ибо Он мудр, а воля мудрого направлена на всё то, что возможно, и Его воля не будет устремляться на то, что невозможно, потому что Он желает всё, что возможно и достойно того, чтобы быть.
Если я скажу о том, что Творец Ормазд способен удержать Аримана от зла, которое есть его извечная природа, то это будет означать, что возможно изменить природу, которая является дэвовской  – в божественную, а ту, что является божественной – в дэвовскую, и что можно сделать тьму светом, а свет – тьмой.
Об изменении природы самой по себе говорят непонимающие, что такое «природа», не знающие о природе по результатам деяний и наклонностей. И такие люди считают волка  и вредных существ благом.
Вред и зло, исходящие от людей и животных, не принадлежат их природе, а возникают из-за хаоса, обмана, вымогательства и введения в заблуждение дэвами. Они исходят от злодеяний разных дэвов, таких как злоба, ярость и похоть, примешавшихся к людям. Точно так же, как глотание горького лекарства не дарует радости, но необходимо для устранения боли и болезни, возникающих вследствие посторонней природы. Как и касаемо речи, которая может быть правдивой или ложной – из-за ложной речи праведный человек может быть предохранён от большого вреда, а из-за правдивой – погублен, при этом благо исходит не от ложной речи, а от устранения разрушений и зла, что исходят от злодея, и тот вред исходит не от правдивой речи, но от зла, что исходит от злодея.
Также, что касается того, что происходит, когда враги сошлись с целью устранения каждым своего соперника, каждый неограничен в устранении своего врага, как то свет и тьма, благоухание и зловоние, благодеяния и грехи, знание и невежество. Ограничение же состоит в том, что свет не в состоянии устранять зловоние, а благоухание – тьму, поэтому чтобы устранить каждому своего врага, они являются по отдельности.
Подобным образом, когда говорят, что во тьме ночи праведник скрыт от львов, волков, собак и разбойников, в то время как при свете дня он попадает в их руки, не следует считать, что благо исходит от тьмы, а зло – от света. Ибо свет создан для устранения тьмы, а не для удержания льва, волка и опасных тварей. Существуют также много других вещей подобного рода. Чтобы избежать их утомительного перечисления, здесь приведены краткие примеры в качестве вывода. "

Источник: ШКАНД ГУМАНИГ ВИЗАР

0

7

Йездигерд, у меня вопрос. Даже два.
1. Как известно, генеральная линия развития религий шла от многобожия к единобожию. Если смотреть с этой точки зрения, Зороастризм находится где-то посередине, как некая переходная стадия. Дозороастровская религия арийцев (персов) была многобожная. Зороастр реформировал её, понизив статус прежних богов до "дэвов", помощников, выделив в качестве главных только двух богов.  Для его времени это был большой прогресс.  Но с тех пор религиозная мысль развилась дальше - в сторону строгого единобожия.  Так может быть, зурванизм - это попытка реформировать зороастризм в направлении генеральной линии развития религий? При этом он совмещает монотеизм со всеми особенностями (в т.ч. с дуализмом) зороастризма. Насколько я понял, мысль заключалась в том, чтобы оставить религию так, как она есть, но в начале прибавить в качестве принципа Единого Бога, произведшего Ормазда и Ахримана - а далее, как говорится, по тексту. Что же в этом плохого? Если дело только в этом - я бы точно согласился, если бы был зороастрийцем.  Или они внесли ещё какие-то изменения, которые вы считаете неприемлемыми?

2. Гебры - это кто такие? Это не евреи?  Их ведь тоже так называют? Как они тогда оказались зороастрийцами?

0

8

Fly написал(а):

Как известно, генеральная линия развития религий шла от многобожия к единобожию.

Ну да, шла-шла-шла и пришла :) Нынешний зороастризм представляет собой полностью монотеистическое вероучение. Да, доктрина монотеизма своеобразна, но она не противоречит изначальной подаче - Гатам Заратуштры. То что утверждают зурваниты - ересь, неприятная уже тем, что уравнивает по пониманию монотеизма Благую Веру с семитскими религиями. Мало того, зурванитская ересь противоречит и самим Гатам. А это уже 100% неправильно, ну никак.
Зачем вы меня пытаетесь убедить в том, что зурванизм не ересь, если мне как верующему очевидно обратное? Для понимания ереси важна не некая "генеральная линия развития", а соответствие каноническим основам. Это в данном случае : Авеста+пехлевийские тексты+тексты на пазенд и фарси.

Fly написал(а):

Гебры - это кто такие?

Зороастрийцы иранского направления.  Есть ещё парсы - зороастрийцы индийского направления. Это 2 основных направления. Ключевая разница - отношение к прозелитизму. Парсы категорически против обращения в зороастризм неиранцев. Гебры ничего против не имеют. Соответственно, подавляющее число нынешних новообращённых - гебры.
Есть и более мелкие, непринципиальные различия. Но в основе оба направления едины, и доктрина монотеизма одинаковая и  остальное.

0


Вы здесь » Религионавтика - для всех! » Зороастрийский форум » Понятие Добра и Зла в Зороастризме