Религионавтика - для всех!

Объявление

Клуб Религионавтов приветствует Вас на этом Форуме! Заходите, регистрируйтесь, задавайте вопросы, участвуйте в обсуждении интересных для Вас тем, публикуйте свое творчество, высказывайте свое мнение о любых явлениях и событиях. Желаем приятного и полезного общения! Надеемся, что Вам будет уютно и не скучно с нами!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Хаома

Сообщений 1 страница 14 из 14

1

В Авесте, священной книге зороастризма, упоминается Хаома (Хом)  (например, "Хом-Яшт", "Ясна",9) упоминается Хаома, который интерпретируется то как священный напиток, то как божество, персонифицирующее этот напиток, то как растение, из которого он изготовлялся.
Насколько мне известно, культ Хаома относится к древнеиранской (до-зороастрийской) религии, и поначалу он был оствергнут Заратуштрой, но впоследствии все-таки стал частью зороастризма (раз уж упоминается в священных книгах) и использовался в отправлении обрядов. 
При этом доподлинно известно, что тот же самый культ под именем Сомы существовал (и существует) в ведической религии индусов, которая вроде бы никогда его и не отвергала, он был там с самого начала. Это может косвенно свидетельствовать в пользу большей древности ведизма.
В связи с этим возникают вопросы:
- как современные зороастрийцы относятся к культу Хаомы? Продолжают ли совершать обряды, связанные с использованием этого напитка и почитать соответствующее божество?
- из каких соображений Зороастр отвергал культ Хаомы?
- каким образом этот культ все-таки проник впоследствии в зороастризм?

0

2

Odissey написал(а):

из каких соображений Зороастр отвергал культ Хаомы?

Очевидно по тем же причинам, по которым впоследствии осуждалось злоупотребление спиртными напитками. А именно, хаома напиток дурманящий, содержит экстракт эфедры, а в нём эфедрин. Эфедрин сам по себе и не наркотик, строго говоря. Но при частом и неумеренном употреблении происходят следующие вещи:
а) Расстройства сна и психики. (потому во времена Заратуштры хаома была любима разными колдунами и прочими фриками, которых искоренял Пророк)
б) Серьёзные нарушения в работе сердечно-сосудистой системы.
Эти последствия были очевидны Заратуштре, потому он и был против НЕУМЕРЕННОГО употребления хаомы. Согласитесь, пить хаому литрами по поводу и без повода это совсем нехорошо. Употребление с ритуальными целями совсем другое дело. А именно в ритуальных целях, понемногу, и используется хаома в зороастризме.

Odissey написал(а):

- каким образом этот культ все-таки проник впоследствии в зороастризм?

Ну, культа хаомы в зороастризме небыло и нет :) Хаома, исторически, просто такой хмельной напиток арийский (типа кофе и пива современных), которому некоторые мутные колдуны того времени приписывали всякие свойства мистические. :) Судя по тому, что лица злоупотреблявшие хаомой были широко распространены во времена Пророка, можно предположить что то или иное отношение к хаоме было у вероучения изначально.

0

3

Уважаемый Йездигерд!
Не претендуя на хорошее знание зороастризма, все-таки не могу согласиться с некоторыми Вашими утверждениями, главным образом с этим:

Йездигерд написал(а):

культа хаомы в зороастризме небыло и нет

Вот описание обряда Ясны, из которого совершенно очевидно, что хаома была центральным элементом обряда. Без нее этот обряд вообще трудно себе представить:

В идеальном случае Ясна совершается восемью мобедами, у каждого из которых свои обязанности в этом действе:

1. Хаванан – мобед, выжимающий хаому

2. Атеравахша – мобед, зажигающий огонь

3. Фраберетар – мобед, подносящий дары

4. Аберета – мобед, держащий дары, помощник

5. Аснатар – мобед, омывающий хаому

6. Раэтвишкар – мобед, смешивающий хаому с водой и молоком.

7. Сраошавареза – мобед-контролер, следящий за правильностью совершения ритуала и исправляющий ошибки.

8. Заотар – центральная фигура Ясны – мобед, возлияющий хаому на огонь, он же произносит основную часть текста.

Основное действие Ясны – возлияние (заотра) приготовленного парахома (сока хаомы, смешанного с молоком) на Огонь. Ясна совершается не там, где поддерживается Священный Огонь, а в другом помещении, куда переносится заженный от Огня алтарь.

Для Ясны готовится вода (перс. аб) из источника, баресман/барсом – пучок веточек тамариска (заменяется металлическими прутиками), перевязь барсома (аивьянгха) из растительных волокон, росток граната (хаданаэпата/анар), молоко – доится мобедом у коровы, при этом мобед повернут лицом к югу, а корова обращена к востоку, топленое масло, хлеб (дрон) – лепешка с девятью насечками.
Далее готовится парахум: стебли хаомы (эфедры) толкутся пестиком в ступке вместе с ростками граната, затем добавляется вода. Сок отцеживается через сито из волосков, взятых у белого быка. Начинается чтение текстов Ясны.

Насчет культа Хаомы как божества - я поместил текст Хом-Яшта в разделе Зороастрийские источники. Из этого текста очевидно, что Хаома почитался в зороастризме как божество, причем божество не последнего разряда.

Или я чего-то не понимаю, или Вы даете недостоверную информацию. Прошу разъяснить.

Отредактировано Agador (2009-09-21 19:42:37)

0

4

Agador написал(а):

Хаома почитался в зороастризме как божество, причем божество не последнего разряда.
            Или я чего-то не понимаю, или Вы даете недостоверную информацию. Прошу разъяснить.

Бог в зороастризме ОДИН - Ахура Мазда. В зороастризме нет пантеона, нет святых и т.п. атрибутов язычества. Потому, Хаома это ни разу не божество, это всего лишь символический ритуальный напиток.

0

5

Йездигерд, извините, конечно, но все-таки что-то не то. Если это всего лишь напиток - с кем тогда разговаривал Заратуштра в следующих фрагментах священного текста:

Хаома пришел к Заратуштре,
огонь очищающему,
Гаты распевающему.
И спросил его Заратуштра: "Кто ты, о муж,
прекраснейший из всего мира плотского,
которого я когда-либо видел
за свою жизнь, солнечную, бессмертную?"

О такой первой просьбе тебя,
о Хаома, я молю, о удаляющий смерть, -
о Наилучшем Мире праведных,
светлом, всеблаженном.
О такой второй просьбе тебя,
о Хаома, я молю, о удаляющий смерть, -
о здоровье этого тела.
О такой третьей просьбе тебя,
о Хаома, я молю, о удаляющий смерть, -
о долгой жизни дыхания.

Хаома! Владыка дома, владыка села, владыка племени, владыка страны, владыка освящающей мудрости! Ради силы и победоносности тебя я воззываю к себе и своему телу, ради процветания, дарующего осовбождение многим.

С кем здесь разговаривает Заратуштра? Кого он называет мужем прекраснейшим? кому призывает поклониться? к кому обращается с просьбами? кого называет владыкой страны и владыкой мудрости? - неужели к пьянящему напитку?

Отредактировано Agador (2009-09-22 21:42:04)

0

6

Agador написал(а):

С кем здесь разговаривает Заратуштра? Кого он называет мужем прекраснейшим?

На сегодняшний момент хаома это именно ритуальный напиток. Это не бог и не объект поклонения.
В целом так, предлагаю подождать более авторитетного человека, из Русского Анджомана, и наверняка он уж точно разъяснит этот момент.

0

7

Йездигерд, согласен, подождем.  А как Вы думаете, может быть дело в том, что религии все-таки со временем претерпевают некоторые изменения? Например, иудеи открыто говорят, что современный иудаизм весьма далеко ушел от религии Торы и Моисея. Может быть, и в зороастризме что-то поменялось. Во всяком случае, в обрядовой части.

0

8

Agador написал(а):

А как Вы думаете, может быть дело в том, что религии все-таки со временем претерпевают некоторые изменения?

Всё может быть :)
Нынешний ортодоксальный зороастризм в России всё же больше нацелен на понимание сущности вероучения, а не на дотошное исполнение обрядов. Произошло этакое своеобразное аджорнаменто. Причём в России ещё более строго, чем в Америке например. В Америке торгуют предметами культа, разрешают аборты (на определённом сроке только). У нас же даже Сэдре Пуши по "упрощёнке" (т.е. когда обряд проводит не мобад, а наиболее авторитетный местный бехдин) пройти пока никак нельзя, надо ждать приезда мобада из Ирана и лично ехать к нему на собеседование. Однако, таким образом обеспечивается легитимность. Т.е. любой российский зороастриец прошедший Сэдре Пуши является самым настоящим зартошти (тут настоящий следует понимать в первую очередь как "по закону"). Хотелось бы конечно, чтобы и в этом вопросе возникли послабления, чтобы сформировалась наша, российская школа священническая. А то понимаешь ли, в США аборты разрешают, а у нас требуют чтоб всё строго по древнему канону :) Ну, будем надеяться что ситуация изменится и уже через десяток лет в России появятся свои собственные мобады, дастуры :) .

0

9

Йездигерд, вопрос не такой простой. С одной стороны, действительно, географические сложности нужно преодолевать - все-таки нынешний мир гораздо больше того, что был в древности. Тем более, что Россия все-таки имеет право иметь собственные религиозные органы, ведь славяне имеют арийское происхождение...

Но с другой...  Вот живой пример - Русская православная церковь. Она тоже в свое время отделилась от Царьграда - из тех же самых соображений, о которых Вы говорите. Но после отделения стала в оппозицию к остальному христианству, и вообще превратилась в коммерческую структуру, пользуясь  своей бесконтрольностью. Даже мусульманство (его официальные органы) в России ведет себя более скромно...

Короче, как доходит до конкретики, появляется масса вопросов и сложностей. А тут я не специалист, поэтому мое мнение ничего не стоит.  Меня больше интересует теоретическая часть религии и ее взаимоотношение с другими.

Вот такой вопрос возник. Скажем, иудеи относятся к Иисусу как к еретику и самозванцу. Мусульмане почитают его как пророка и мудреца, но отрицают его божественность. Буддисты считают его перевоплощением Будды, а индуисты - аватарой бога Вишну.
А как зороастризм воспринимает таких религиозных деятелей, как Моисей, Иисус, Будда, Мухаммед? Или они ничем не выделяются среди обычных людей?

0

10

За Моисея и Будду не скажу, как-то не получалось обсуждать их персоны по серьёзному среди единоверцев. А вот остальных, Мухаммеда, Иисуса, это можно.
Оба были людьми, не пророками, нет. Иисус в общем то исходил с правильных позиций, но по итогу учение его вышло с многими недочётами и не содержит Истины в полной мере. С Мухаммедом сложнее. Он и его учение являются злейшими врагами Благой Веры изначально, да, кое какая Истина в исламе есть, но в целом это чуть ли не Ахримановское учение.
Вот так, ислам, христианство, иудаизм, буддизм хоть и содержат местами верные утверждения по частным вопросам, но в целом исходят из неверного посыла.

0

11

Йездигерд, весьма интересное мнение. А в чем вы видите неверный посыл? В отрицании дуализма? Или в чем-то другом?

0

12

Odissey написал(а):

А в чем вы видите неверный посыл? В отрицании дуализма? Или в чем-то другом?

Собственно да, в семитских религиях бог является источником всего-всего, как добра, так и зла. С зороастрийской точки зрения такой бог это чрезвычайно мутное существо. В зороастризме бог источник только добра, блага и ничего более. Зло - удел Ахримана, за что он и подлежит уничтожению со своими пособниками.
Буддизм призывает концентрироваться на самосовершенствовании, которое заключается в т.ч. в отказе от активной жизненной позиции. Цель этого самосовершенствования совершенно бессмысленна для зороастрийца - прервать цепь перевоплощений. А вот этой то цепи перевоплощений как раз и нет. И смысл тогда буддизм не имеет никакого.
Таким образом, что в семитских религиях, что в буддизме мы видим изначально неверный посыл, а из него и проистекают все остальные несуразности.

0

13

Йездигерд написал(а):

Цель этого самосовершенствования совершенно бессмысленна для зороастрийца - прервать цепь перевоплощений. А вот этой то цепи перевоплощений как раз и нет. И смысл тогда буддизм не имеет никакого.

Вот это верно сказано. Смысла - никакого.

Йездигерд написал(а):

Зло - удел Ахримана, за что он и подлежит уничтожению со своими пособниками.

Так ведь и в христианстве есть такой персонаж, и он тоже подлежит уничтожению.  Разница тут скорее в вопросе логики. Ну смотри:  мы считаем, что Сатана был сотворен Богом. А то, что было сотворено (или рождено) - непременно когда-нибудь должно умереть или уничтожиться. Это логично.   Но если бы Сатана существовал всегда, не был бы сотворен Богом, так его и уничтожить невозможно: что вечно - то не уничтожимо в принципе. Как  существо, равное по происхождению Богу, может стать вдруг не равным ему в отношении своей конечности?  Где тут логика?

Отредактировано scotman (2009-10-08 23:34:41)

0

14

Логика только в одном: тот кто всё время разрушает - не может победить по определению.

0