Религионавтика - для всех!

Объявление

Клуб Религионавтов приветствует Вас на этом Форуме! Заходите, регистрируйтесь, задавайте вопросы, участвуйте в обсуждении интересных для Вас тем, публикуйте свое творчество, высказывайте свое мнение о любых явлениях и событиях. Желаем приятного и полезного общения! Надеемся, что Вам будет уютно и не скучно с нами!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Религионавтика - для всех! » Иудейские источники » Этнография караимов. (В.М.Викторин)


Этнография караимов. (В.М.Викторин)

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

Викторин В.М. Славяно - иудейские тенденции в переселениях и этноконфессиоконтактах по границам Астраханского края (конец XVIII - XX вв.) // Астраханские краеведческие чтения. Сб. ст. Вып. I – Материалы межрегион. научн. конф. (г. Астрахань, 18-19 мая 2009 г.). Отв. ред. доц. А.А. Курапов. – Астрахань: Изд-во Ром. Вас. Сорокина [и Мин. культ. Астр. обл., ОГУК «Астр. гос. объед. музей-заповедник», НИИ Касп. моря]. 2009 – С. 179-185. Секция: «Социокультурное взаимодействие народов Астраханского края в XVI - XXI вв.».

Подготовил, что стало известно, Виктор Михайлович Викторин, канд. историч. наук. Астраханский гос. университет, отд. восточных языков, доц-т. Руководитель НИЦ этнополитики и пред. Научного Совета краеведов (Астраханская область)

СЛАВЯНО - ИУДЕЙСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ
В ПЕРЕСЕЛЕНИЯХ И ЭТНОКОНФЕССИОКОНТАКТАХ
ПО ГРАНИЦАМ АСТРАХАНСКОГО КРАЯ
(КОНЕЦ XVIII - XX ВВ.)

В.М. Викторин

Неоднократно в восточно-славянском православии различных местностей России возникали сектантско-синкретические устремления к исходному единобожию Моисея с признанием приоритета иудаизма над христианством. Достаточно вспомнить активное, хотя краткое и более в «верхушке» общества, рационально-критическое направление «схариатов» («жидовствующих») в Новгороде Великом с 70-х гг. XV в. по самое нач. XVI в. Это любопытное русское «иудействование» («иудеянство») воспроизводилось и позже, причём как тенденция – без видимой связи с предшествовавшими ему в истории однотипными явлениями.
Так, сильное народное, протестное движение и сразу ряд крупных сект «иудеян», именуемых также «духовными христианами», возникло с сер. XVIII в. среди государственных крестьян (а затем и среди крепостных, беглых), центрочерноземья России, тогдашней Воронежской губ. с Тамбовской провинцией – русских, здешней ветви украинцев, частью обрусевшей низовой мордвы-эрзи по притокам Дона (междуречью Хопра и Вороны).
Так, в 1750-65 гг. в Борисоглебском уезде возникла «сектантская ересь» крестьянина Семёна Уклеина, получившая затем название «молоканства». А в 70-80-х гг. XVIII в. чуть южнее, под Воронежем, от этих молокан - «воскресников» отделились молокане - «субботники» во главе с крестьянином Семёном Довлатовым. И те, и другие стремились следовать «Моисееву Закону», давали детям ветхозаветные имена, имели значимые для них предания о «земле Сионской», практиковали протяжное многоголосье псалмов. Но первые продолжали почитать Иисуса Христа - Спасителя, вторые же – принимали его лишь как человека (т.н. «ликоотрицание»), ожидая прихода нового Мессии («своего Царя»).
В результате репрессий, начавшихся с 90-х гг. XVIII в., многие «иудеяне» разлучались с детьми, выселялись в Приазовье, а затем, с 30-40-х гг. XIX в. – переводились в Закавказье (и там их потомки жили до посл. вр.): на терр. нынешней Армении (у оз. Севан), почти по всему простр-ву Азербайджана и отд. островками в Грузии. Другие бежали в соседнюю Саратовской губ., за Волгу, вплоть до Самары и Оренбурга, в калмыцкие и казахские степи .
Кроме первичного переселения в самом конце XVIII в. сильной и затронувшей, похоже, все направления, была вторая миграция субботников из-под Воронежа в 1835 г. (от ссылки на Кавказ?), отдельно отмечаемая С.Л. Львовым (7 : 50 и сн. 12). Пункт исхода их был единым – неск. сёл в Тамбовской губерн. и Воронежском намест-ве, утверждённых в 1796 г., в нынешних местах Калачеевского и Таловского р-нов Воронежской обл. на границе с Волгоградской (междуречье Битюга и Хопра). Как минимум, двумя путями достигали переселенцы и Астраханской губ. («верховая» под Царицыным и Царевом и «низовая» в сев.-зап. Прикаспии группы, едва ли последоват. связанные, в своём образован., друг с другом).
Неоднократно была рассмотрена, освещалась в науке и публицистике проблема русского крестьянского «иудеянства» по стране (С.В. Максимов, А.И. Клибанов, В.И. Козлов, А.А. Панченко, М.А. Членов, В.О. Дымшиц, М.С. Куповецкий, А.Л. Львов и А.Л. Чернина, мн. др.), в Закавказье (В.В. Верещагин, О.Д. Комарова и А.П. Павленко, В.В. Степанов, А.П. Павленко, Е.Н. Разумовский, А.Н. Ямсков, о мордве – Н.Ф. Мокшин, Е.И. Динес и Е.И. Арыскина, мн. др.), на севере Астраханского края (А.Л. Львов и Л.В. Наместникова, А.В. Саввин, В.М. Викторин), в его юго-западной части (Э.П. Бакаева, А.Р. Бимбад, М.М. Каспина и др.), эмигрантов отсюда в Палестину и их потомков (В.В. Варламова и В.В. Сабешкина, З.Е. Гельман, В.А. Дымшиц, А.Л. Львов, М.Е. Перельман, А.Я. Шульман и др.).
Когда состоялась передача в 1850 г. Царевского уезда (под Царицыным) из Саратовской губ. в Астраханскую, то здесь обнаружилось многочисленное и компактное население славян - «субботников» (а 10 лет спустя – уже с их немалыми внутренними различиями в толке веры), распространивших вскоре своё влияние и на соседний, Черноярский уезд Астраханской губ.
Власти разрешали такую миграцию (сохранились в архивах письм. предписания), но «отказ от православия», тем более, в организованной форме, в тот момент и позже стремились пресечь. Но новые жители неизбежно общались и сближались с иудеями, евреями-ашкеназами г. Царицына, чья община разными путями и понемногу возрастала, к которым переселенцы первое время тяготели ограниченно. Притом признавали, как и в контактах с православными, лишь Ветхий Завет, письменную Тору - Танах (но никак не Евангелие, либо Талмуд).
Возможно, и не случайно, что на землях, в древности (VII - X вв.) входивших в Хазарский каганат, они обращались именно к «караимству» – особому варианту раннего иудаизма с абсолют. превосходством «Пятикнижья» - Торы. Караимство возникло на рубеже VIII - IX вв. в иудейской общине Багдада и распространилось, конфликтуя с ортодоксальным «раввинизмом», по берегам Средиземного моря и в Крыму (отсюда в XIV в. попав с пленными и служ. мигрантами в Литву). В Крыму и Литве возник особый этнос «тюрки - караимы», с которыми русские Нижневолжья, тяготевшие к их форме религии, стремились установить связи.
Самих караимов - тюрок большинство учёных (А.С. Фиркович - Абен Решеф, астраханец В.Д. Смирнов, А.Я. Гаркави, В.В. Григорьев, А.Н. Самойлович, С.М. Шапшал, А.А. и В.А. Зайончковские, С.А. Плетнёва и др.) производят именно от хазар, верхушка которых, с центром на Нижней Волге, именно в VIII в. восприняла для себя, редкостным коллективным «новообращением», весьма нетипичный иудаизм (иногда допускают истоки иных караимских родов также от браков приезжавших в эти сев. края иудеев-евреев с тюркскими женщинами).
Начиная с 1865 г., в теч. след. 10-и лет, от «молокан - караимов» (так в док-тах того времени) под Царицыным отпочковались субботники - талмудисты. Они и в вероучении, и даже внешне (одеждой, причёской, поведением) стремились подражать евреям. Предметом их большой гордости были «книжечки» (А.Л. Львов) – иудейск. богослужебная лит-ра, изданная на русск. яз. Со своей стороны, евреи-ашкенази сами дистанцировались от тяготевших к иудаизму славян, именуя их «прозелитами, обращёнными»: "гэйрим" (семит., евр.-араб. «чужие»), чаще, и в совр. употр., – "геры" .
Здешние светские и духовные власти, правосл. обществ. круги – Астраханский губернатор и полиция, архиерей и консистория, а также Епархиальное и Кирилло-Мефодиевское (миссионерск. и духовно-просветит.) об-ва – осуждали «уклонение и отпадение» от православия, прямо с сер. XIX в. старались всячески повлиять на сектантов. Особенно когда (после отмены крепост. права) всё более проявлялось малоземелье в сельских местностях и резко возросла подвижность населения, и ещё с 80-х гг., когда наметились объединение субботников - караимов и талмудистов - в сплочённые общины, а у последних – ещё и стремление эмигрировать в Палестину.
С ростом престижности среди таковых изучения иудаизма последовал в 90-х гг. XIX в. запрет принимать в еврейские школы г. Царицына «детей православных родителей и сектантов». А караимам, уже в самом нач. XX в., (при наличии учеб. пособия Фирковичей, см. далее), препятствовали в открытии на Цареве своего учебн. заведения.
Численность субботников обеих ветвей значительно возрастала – за счёт воронежских переселенцев и присоединявшихся местных уроженцев («припавших»), многодетных семей тех и других. Причём караимы, насколько ясно из статистики, группировались в Царевском уезде (пос. Царев, Пришиб), а «талмудисты» южнее – в уезде Черноярском (с. Солодники и др.). Согласно Всероссийской переписи 1897 г. (А.Л. Львов), «караимами» себя назвали 400 чел. с небольш. в Царевском уезде, а из 450 чел. обозначившихся «евреями» (но без знания еврейского яз.!), ¾ проживали в Черонярском уезде и ¼ - в Царевском (7 : 70-71).
Нижневолжские караимы - славяне, усиленно подчёркивая своё «нееврейство», стремились распространить на себя льготы, установленные царскими властями в 1881-96 гг. для тюрок - караимов и теснее общаться с ними. Такая либерализация была отражена в Своде законов Росс. имп. от 1896 г. и Циркуляре МВД по Департаменту дух. дел, П.А. Столыпина и А.Н. Харузина, № 3027 от 5 апреля 1910 г., где определялось, что даются «караимам все права, предоставляемые русским подданным, и ограничения, поставленные относительно евреев, не должны быть применяемы к караимам» (13 : 24). Другое дело, что караимы-тюрки интересовались единоверцами из православных, но на тесный контакт с ними, кроме эпизодических, не шли.
Так, И.Н. Фирковичем, видным краеведом в г. Вильно, тюрком из Литвы, для царевских караимов было переведено и издано в 1892 г. … в г. Царицыне (Типогр. Е.Н. Фёдорова) пособие «гахама и гл. учителя караимов А.С. Фирковича» под назв. «Порядок молитв для караимов, составленный вкратце» (171 с.). (13 : 128-129, 448). Полицейское изъятие этих «незаконных книг сектантов» (47 экз.) было произведено, невзирая на их активные протесты, в 1893-94 гг. Другое дело, что этот «Порядок молитв» вскоре был переиздан (видимо, в связи с актом от 1896 г.) там же (Типогр. Е.Н. Фёдоровой) в 1901 г.
Сюжет о «молитвеннике А.С. Фирковича», немало заинтересовавший автора данной статьи при его работе в Гос. архиве Астрахан. обл., теперь рассмотрен детально А.Л. Львовым. Кстати, ему в эксп. 2002 г. (совм. с докт. филос. наук. Л.В. Наместниковой из ВолГУ), в г. Ленинске Волгоград. обл. (вблизи пос. Царев и золотоорд. городища «Сарай-Берке, Новый Сарай») потомки караимов подарили, по редкостно счастливому случаю, почти полный экз., похоже, той самой книги, хотя, очевидно, в переиздании от 1901 г. (7 : 48-73). Притом на Первый общекараимский съезд в г. Евпатории при гахаме Таврии Самуиле Моисеевиче Панпулове (1879-1911) караимы - славяне Нижневолжья приглашены не были. Хотя к тому и весьма стремились.
А вот субботники - талмудисты установили совсем иные контакты – с крупнейшими предпринимателями, братьями, баронами из Франции Альфонсом (1827-1905) и Эдмоном (1845-1934) де Ротштльдами. Первый из них с 70-х гг. XIX в. работал на ж.д. строит-ве в г. Батуми, а с мая 1883 г. возглавлял Каспийско - Черноморское нефтепромышленное и торговое об-во (с центром в г. Баку), второй же с 1889-92 гг. основал Палестинский совет Еврейского колонизационного об-ва барона Морица (Мориса) де Гирша (1831-1896). Братья-бароны Ротшильды через свои Фонды способствовали трудоустройству и эмиграции в Палестину как европейских и восточных (грузинских, горско-татских, крымчацких) евреев, так и славян - «иудеян». Помогали им и в первоначальных трудностях на Святой земле (ср.: 6 : 65, 377, 441-442).
В русле этого начинания, талмудисты - субботники из Солодников – Грачёвы, Лашкины, Протопоповы и местные из православных Куракины – с 1877-90 гг. добивались коллективной эмиграции через г. Одессу (но поначалу, похоже, неудачно). Журналист З.Е. Гельман воспроизвёл предание из прямых потомков в Израиле, что мигранты-инициаторы «стремились к выполнению основных заповедей иудаизма» (5 : 3). На что А.Л. Львов документально (материал их «Воззваний») выделяет чисто крестьянское стремление обзавестись на чужбине хорошей землёй (8 : 119-149 и сн. 15). Нам представляется, что в концепте «земля Палестины обетованная, сионская» у крестьян-иудеян оба начáла могли так или иначе находить сочетание. Кстати, эти эмигранты действительно в итоге получили наделы плодородной земли в палестинских поселениях в приморье, на земле исторической Верхней Галилеи (пос. Га-Шарон, Квар-Саба и др.).
Во главе желающих выехать, за десятилетие их усилий, встал солодниковский крестьянин Агафон Иванович Куракин (1822-1927), иначе «Гапон Куракин», в иудействе – «Авраам». Православный (в преданиях – даже священнослужитель в небольш. сане, дьякон здешней церкви), он («услышав на колокольне глас божий» об иудействе и Палестине) примкнул к талмудистам и к сер. 70-х гг. получил иудейское духовное образование в Литве. Уже после Всероссийской переписи, в 1898 г. 163 чел., возглавляемые Гапоном Куракиным, прибыли на Святую землю. В т.ч. вместе с 70-летним главой семьи в Палестину приехали его жена и 12 детей.
Семейный съезд Куракиных в Израиле, собравший свыше 500 чел. (до половины потомков этой астрахан. фамилии), состоялся в 1990 г. (З.Е. Гельман). После чего в Гос. архив Астрахан. обл. обратился за уточнением своей родословной д-р Юван Дрор – директор Педагогического института кибуцного движения «Ораним» (г. Кирьят - Тивон вблизи Хайфы, в той же в Галилее), один из старейшин семейства - здравствовавших тогда правнуков Г. Куракина (как уже хор. изв., Дроры – ветвь их рода, изменившая фамилию).
Тем самым он вызвал, через областную прессу, к малоизвестной тогда ситуации с «бывшими субботниками» немалый общественный интерес в родном, Астраханском крае его предков (11 : 8). Но главные события, сделавшие мужчин Куракиных популярными и во всём Израиле тоже, были ещё впереди, состоялись через несколько лет.
Характерно, что все авторы, рассматривавшие роль "геров" - субботников в становлении Израиля – и крайне почётное место данной солодниковской семьи среди них (А.Л. Львов, З.Е. Гельман, В.А. Дымшиц, М.Е. Перельман, А.Я. Шульман) – единодушно считают, что эта интересная тема раскрыта пока ещё явно недостаточно.
Потомственные долгожители (Гапон прожил 105 лет, его ст. сын – 102 г.), сильные и рослые люди, мужчины из осн. линии Куракиных с успехом посвятили себя аграрному труду, науке и преподаванию, но особенно – военной службе, занимая с сер. XX в. (как и ряд других выходцев из славян - иудеян) видное положение в числе первых командиров отрядов в Армии обороны Израиля, трое из разных поколений Куракиных погибли в боях.
Прапраправнук А.И. Куракина - Гапона, подполковник морского десанта Йоси Куракин (2 м роста и св. 100 кг) считался самым сильным человеком Израиля и был чемпионом страны по армрестлингу, имел показательное прозвище … «Русский медведь» (наверняка, ввиду, никак не еврейского звучания фамилии). В возрасте 33-х лет он был убит 5 сентября 1997 г., командуя боевой спецоперацией десантников на юге Ливана, между гг. Тиром и Сидоном. В память об отце его подросшему восьмилетнему сыну Нево Куракину в День юбилея 55-летия гос-ва Израиль 4 мая 2003 г. было доверено зажечь факел на горе Теодора (Б.-З.) Герцля в г. Иерусалиме, вместе с тогдашним Президентом страны Моше Кацавом (А.Я. Шульман – см.: 14).
Субботники-талмудисты ("геры") в Воронежской обл., местах их первичного исхода, отмечались в с. Ильинка Каланчеевского р-на к нач. XXI в. (до их масс. эмиграции в Израиль – ок. 350-и чел.) и в пос. Высокий Таловского р-на (группа семей) до сих пор. Оставшиеся в приграничье Астраханской и Саратовской (с 1919 г. – и Царицынской) талмудисты, и караимы – по 300-400 чел., начиная с 1905 г., в связи со смягчением вероисповедного законодательства, одновр. созданием российского Совета баптистов (евангельских христиан), гораздо бóльшим расположением властей к таковым, всё чаще принимали это направление христианства-протестантизма . Так продолжалось вплоть по 1927 г. – и в с. Орлов Гай тогда Новоузенского уезда Самарской губ. (ныне – Ершовского р-на Саратовской обл.), и в др. местах степного Заволжья, вплоть до границ совр. Казахстана.
В Астраханской обл. "геры" - субботники проживают, изредка посещая синагогу в г. Астрахани, в с. Михайловка Лиманского р-на, в подстепных ильменях, вблизи границы с Республикой Калмыкия. Оно и было основано в период Кавказской войны (нач. XIX в.) по Кизлярскому («Линейному») военному тракту и в 1842 г. перенесено на нынешнее место именно «переселенцами из Воронежской губ.» (2 : 22; 12 : 52, 284, 407).
При вхождении данных территорий в состав Калмыцкой автономной области (июль 1927 г.) здесь было отмечено наличие единственного в степных краях иудейского религ. общества, насчитывавшего 101 прихожанина (из приблиз. 700-800 жит. села. – В.В.) и одного священнослужителя – раввина (1 : 25). Продолжает существовать эта специфич. этногруппа населения и до сих пор, хотя община их после возвращения Михайловки в Астраханскую область (декабрь 1943 г.) уже не фиксировалась. Односельчане и соседи иногда называют последователей этого необычного и непонятного им течения «людьми с колдовскими обрядами».
Но и научный интерес к «иудеянам» с. Михайловки со стороны видных исследователей еврейства в г. Москве (да и, похоже, не только их!) проявился совсем недавно. Нижневолжский регион – Астрахань, Лиман и Михайловку – 1-3 февраля 2007 г. посетила экспедиция во главе с М.М. Каспиной, в составе студ-тов и асп-тов по иудаике-библеистике, по филологии и истории религий из Российского государств. гуманит. ун-та (А.Б. Мороз, О.В. Белова, Л.Г. Жукова, Н.М. Киреева).
Таким образом, более чем двухсотлетняя (св. 10-и поколений) история позднего славянского «иудеянства» (в бассейне Дона и Волги) находит своё продолжение и ныне, в XXI в. Их традиция ещё живёт в воронежско-тамбовских местах формирования данных этноконфессиогрупп, немало их потомков по всей России, в ближнем и самом дальнем зарубежье. Сохраняется, после сложного и длительного развития, многих переездов и освоения всё новых мест, и в Нижневолжье (точнее, в сев.-зап. приморье Каспия и «подстепном» ареале) не очень большая, но сплочённая и компактная группа талмудистов - субботников, "геров" в с. Михайловка, Лиманском р-не Астраханск. обл.
В выступлении на Межрегион. н.-п. конф. «Астраханские краеведческие чтения - 2009 г.» предварительно предложена периодизация субботническо - молоканских миграций по югу России и за его пределы. Детальная же отработка должна стать предметом длительного и коллективного научного поиска.
Можно уже сейчас приветствовать изучение проблемы специалистами из разных регионов, ставшее уже несколько лет гораздо более энергичным, пожелать обнаружения новых интересных данных и их сопоставления, в целях выстраивания многообразных и, как можно убедиться, весьма ярких событий развития славянского «иудеянства», его истоков и эволюции, в единый историко-культурологический ряд.

Занятные специфич. глаголы «иудействовать и молоканить», в офиц. документах конца XIX в. – с явным осуждением тех, кто вёл себя столь «неподобающе», приводит в своих крайне инт. публикациях наш уваж. старш. коллега из г. Санкт-Петербурга, видный специалист по общ. иудаике и данным проблемам Александр Леонидович Львов (напр., 8 : 148-149 и сн. 18).

Автор соприкасался с данной молоканско - субботническо - баптистской и др. русскоязычной этноконфессиосредой в сер. июля 1972 г., в составе этногр. эксп. Сарат. гос. ун-та – на сев. берегу оз. Севана, в с. Шоржа Дилижан. р-на (мордва - молокане, затем их практич. полный исход в Россию в 90-х гг. XX в.). А также в большом с. Орлов Гай (3 тыс. жит.) Ершовского р-на Саратовск. обл. 5-6 августа 2001 г. Оно было основано и населялось после Указа имп. Екатерины II от 21 августа 1788 г. – об освоении мест меж 6-ью крепостями «по рекам Узеням», Большому и Малому, – в 90-х гг. XVIII - 30-х гг. XIX вв., как госуд. крестьянами из центр. областей, так и сектантами, во многом беглыми (сельский м/р «Заря» в южн. части Орлова Гая, со своим отд. клабд.), так и недавними и недолгими ссыльными – «духоборами из Грузии». Лидерами местных молокан в нач. XX в. и здесь тоже были семьи обрусевшей мордвы (Деевы и Моршневы). Кроме экспедиц. данных самого автора, в данном кратк. обзоре привлечены ещё и полезные работы об Орловом Гае уваж. Михаила Ивановича Крайнева, доц-та по механизации с/х в вузе г. Саратова, увлечён. краеведа родного села.

По отношению к совр. последователям этого течения верно отмечалось, что на деле собств. «прозелитами были их далёкие предки (в наших примерах, за 5-12 поколений, в сред. по 25 лет каждое. – В.В.), … термин "гер" приобрёл характер этнонима» (Мат. VI-ой ежегод. М/н. и междисц. конф. по иудаике. Академ. серия. Общ. и науч. ред. проф. Р.М. Капланов. Вып. 4. Ч. II – Ист. еврейск. народа. М.: [ЦНРиПИ "Сэфер - Книга" РАН]. 1991 – С. 75-85 и прим. 1).

Выражается благодарность за полученные сведения об этом «межконфессиональном передвижении нач. XX в.» и за содержательную, компетентную консультацию уваж. колл. Юрию Тихоновичу Садченкову – тогда нач. отдела по связям и содействию религиозным организациям Аппарата Главы Адм. Волгоград. обл., наша беседа от 4 января 2002 г.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Бакаева Э.П. Об особенностях современной религиозной ситуации в Калмыкии (буддизм и «посвящённые») // Этнографич. обозрение. № 3. 2004 – С. 23-29.
2. Васькин В.М. Заселение Астраханского края. Волгоград: Нижне-Волжск. кн. изд-во [Астрахан. обл. Ин-т усоверш. учт-лей]. 1973 – 47 с.
3. Викторин В.М. Этнические группы царицынско - царевских и черноярских рубежей в конце XVIII - нач. XX вв. и некоторые проблемы их современного изучения // Сарепта и народы Поволжья в истории и культуре России (Мат. VII М/н. фестиваля «Сарепт. встречи» и науч. конф., 14 сентября 2001 г.). Волгоград: Изд-во «ООО "Фирма Л.П.Ф."» [Адм. Волгоград. обл, Гос. ун-т, ГИЭиАМЗ «Ст. Сарепта»]. 2002 – С. 81-84.
4. Викторин В.М. Субэтноконфессиональные специфические группы населения в Нижнем Поволжье и ближнем Предкавказье (XVII - XXI вв.) // Науч. вестник Астрахан. фил. ФГОУ ВПО «Волгоград. акад. госслужбы». Сб. науч. раб. препод-лей. Вып. 3. Сост. и отв. ред. Э.Ш. Идрисов. Астрахань: Изд-во "Color". 2007 – С. 82-90.
5. Гельман З.Е. Астраханцы Куракины живут в Верхней Галилее («Диаспора») // Российск. газета. № 187 (2296). 1999, 23 сентября – С. 3.
6. Горские евреи: история, этнография, культура. Сост. и гл. ред. В.А. Дымшиц. М. - Иерусалим: Изд-ва «Знание» / «ДААТ» [Программа ООН в РФ]. 1999 – 462 с.
7. Львов А.Л. Дело о караимских молитвенниках [в Астрахан. губ., 1893-94 гг.] («Времена, события, интерпретации») // Параллели. Русско-еврейск. ист.-литерат. и библиогр. альманах. № 4-5. М.: Изд-во «Дом еврейск. книги». 2004 – С. 48-73 / Эл. ресурс: wwwlvov.judaica.spb.ru/emigration.shtml (2004) – 15 с.
8. Львов А.Л. Эмиграция иудействующих в Палестину // Еврейский музей: Сб. ст. Сост. В.А. Дымшиц, В.Е. Кельнер. СПб.: Изд-во «Симпозиум», 2004 – С. 119-149 / Эл. ресурс: wwwlvov.judaica.spb.ru/emigration.shtml (2004) – 20 с.
9. Мокшин Н.Ф. Религиозные верования мордвы. Науч.-попул. изд. Саранск: Мордов. кн. изд-во. 1998 – 245 с.
10. Перельман М.Е. и др. Русские геры в Израиле // wwwrjews.net/ohel/gerim-ru.htm (2002) – 2 с.
11. Сабешкина В.В., Варламова В.В. Правнук желает знать … («Далёкое - близкое») // Астрахан. известия. № 16 (68). 1992, 16 апреля – С. 8.
12. Справочник адм. - терр. деления Астраханской обл.: 1918-2008 гг. («Астрахан. губ. библ-ка»). Гл. ред. Н.М. Ушаков. Астрахань: Изд-во «ООО Типогр. "Нова"». 2008 – 448 с.
13. Тюркские народы Крыма: караимы, крымские татары, крымчаки (Серия «Народы и культуры»). Отв. ред. С.Я. Козлов, Л.В. Чижова. М.: Наука. 2003 – 459 с.
14. Шульман А.Я., Львов А.Л. Русские корни героев Израиля // wwwwaronline.org/IDF/Articles/russian_roots.htm (2004) – 4 с.

Источник: http://www.migdal.ru/forum/940/

0

2

Спасибо Вам, большое, уважаемый Старожил - Aqador. Да, матермал подобрался новый и, во многом, неожиданный. Чего только в степях наших не найдётся ... Мнение коллег меня бы как автора крайне заинтесовало.
Разыскать бы ещё этих понятных по сути, но загадочных р у с с к и х   караимов! Коллеги из Москвы уверяют, что есть они ещё сегодня в России.

0

3

Уважаемый Виктор М. Викторин!
Очень рад видеть Вас на этом форуме. К сожалению, не было возможности ответить сразу. А очень хотелось бы пообщаться со специалистом такого уровня.  Скажите, пожалуйста, караимы - это Ваша специализация? Или в круг Ваших  интересов входят и другие исторические проблемы?

С уважением, Agador

0

4

С Новым годом! И всеми совпавшими праздниками самых разных конфессий.
Спасибо огромное "на добром слове". Вам, уважаемый Agador, и всем активистам и гостям сайта пожелаю от души всех и всяческих удач!  До наших добрых встреч - заочных и личных.
Мои научные интересы ... Не совсем так, как Вы спрашиваете. Я больше историк-тюрколог. И конечно, весьма увлечён проблемами караимов и крымчаков. Бывал на Чуфут-Кале (дважды, с младых, школьных лет), общался с друзьями Сергея Марковича, Серайя-бека Шапшала. Сейчас, преподавая историю и культуру, этнологию Ирана на восточвном отделении Астраханского госуниверситета, постоянно сталкиваюсь с его наследием в бывш. Персии. А "русских караимов" Поволжья надеюсь повстречать. На "Иудаике Сефера", конф. в Подмосковье почтен. М.А. Членов сказал (после моего доклада): есть ещё они! Завершил большущую статью о нерусских - неправославных ... казаках. Работаю над материалами о кряшенах и нагайбаках, "тенгрианах" меж Татарстаном и Чувашией, где тоже побывал (у всех родной татарский), о "горских" татаоязычных иудеях Дагестана (есть аналогии с караимами). О самаритянах Ближнего Востока - думаю, ещё обсудим.
Всем удач! Виктор Мих. Викторин - доц., гос.советник

0

5

Продублирую сообщение и возьму на себя смелость рекомендовать координатору и всем для прочтения и обдумывания новейшую, совсем-совсем "свежую",  смелую и толковую статью:
Львов А.Л. Русские иудействующие как тексттуальное сообщество: о границах применимости этноконфессиональных категорий // Этнографическое обозрение. Журнал ИЭА РАН. 2009, № 6, ноябрь-декабрь - С. 120-133.
Почтенный автор, Александр Леонидович, - наш старший товарищ из г. Санкт-Петербурга, неутомимый собиратель-экспедиционщик, знаток дела, канд. историч. наук и педагог по иудаике.
Чуть-чуть мы расходимся в позициях с ним, многоуваж. автором, и дискуссия продолжится. Будем держать в курсе.
Успехов !

0

0

6

По секц. № __4__ «Социокультурное взаимодейств. народов края»

В.М. Викторин
Астраханский гос. университет, отделение
восточных языков, доц-т, г. Астрахань

ЛИМАНСКОЕ «ИУДЕЯНСТВО»
(«ПРИКЛОННИКИ К ЗАКОНУ МОИСЕЕВУ,
ВЕРЕ ЗЕМЛИ СИОНСКОЙ»)

В науке, публицистике и практической политике остаются по-прежнему любопытной и актуальной проблема славяно - иудейских «схождений» в истории и традициях культуры – от самого дальнего зарубежья (мигранты и услов. «реэмигранты»), до стран СНГ,  России и её регионов, включая совершенно необычные реалии астраханского Нижневолжья.
И за годичный срок после возрождённых I-х Астраханских краеведческих чтений (18-19 мая 2009 г.) появился шанс точнее разобраться в этих  многогранных взаимосвязях, пополнить местными сведениями ранее представленный и озвученный материал. Дабы выполнить наше обещание, данное участникам объединённой на чтениях секции по этнологии края и культурологи - астраханике (2. С. 184-185).
С этой целью была предпринята ознакомительная экспедиция 11 сентября 2009 г. туда, где ещё сохраняются русские признающие себя таковыми «иудеяне» (спец. термин данной работы;, на деле они, согл. самоопред-нию, «молокане-субботники») –  по Лиманскому р-ну и специально в с. Михайловка, куда их предки прибыли по Волге и протокам сравнительно недавно,  около 1898 гг. .
Удачно появилась и новая сопутств. информация, представленная коллегами из гг. Санкт-Петербурга и Москвы. Отметим особо публикацию видного и уваж. этнолога - иудоведа Александра Леонидовича Львова, преп. Европейского ун-та в г. Санкт-Петербурге (8. С. 120-133). Автор воспользовался версией и методологией  амер. учёного Брайана Стока из Университета в штате Мэриленд (полож. о «текстуальных сообществах» [˝textual communities˝] в сектантской среде вообще, выдвинуто в 1983 г.). Творчески развил он эти позиции далее, удачно подчеркнув важную символич. роль книги и трактовки текста, почитаемого священным,  для русских «иудеян» особо.   Представлен и обобщён в статье А.Л. Львова значит. материал, в т.ч. по местностям, откуда эти группы переселялись в низовья Волги, - Тамбовской и Воронежской губ.
Напомним ещё, что Лиманский р-н посетила 1-3 февраля 2007 г. экспедиция  студ-тов и асп-тов Российского государств. гуманит. ун-та (РГГУ) по иудаике - библеистике,  филологии и истории религий (Мария Мих. Каспина – рук., в составе группы Л.Г. Жукова, Н.М. Киреева и А.Б. Мороз). Их материалы (тексты и видеоряд), ставшие теперь широко доступными в глоб. информ. сети «Интернет» (4), весьма увлекательны и полезны. Легко определить, что собраны они в с. Новогеоргиевск того же Лиманского р-на, где проживает часть выходцев из Михайловки (здесь даже намечено подобие рел. общины, в эпизодич. связях её участников ос сигагогой «Сфард» в г. Астрахани).
В самом с. Михайловка, действительно, можно проследить ещё более скорое затухание видимой, наблюдаемой традиции. Однако, всё же сложно обозначать перспективы. И возможности историко-этнологич. работы здесь (даже при сравнит. кратком посещении!) оказались многосторонними и далеко не исчерпанными, сразу же преподнесли богатый и даже неожиданный материал. Что и постараемся отразить в своём сообщении.
Рассматривая ранее наиболее прочный (с 1835-40 гг. и по 1903 г.) верховой, «царицынско - царевский» анклав «иудеян», нами было выдвинуто обоснованное сомнение, что михайловская группа отпочковалась именно от неё. Но маршрут не был выписан в предыд. статье подробно (2. С. 180-184). На деле  исключалось (и это не было учтено нами ранее) для «иудеян» прямое переселение «через степи», минуя реку.
Хотя оговоримся, что и православный, и сектантский воронежский (русско-украинский, может, и с мордовскими  вкраплениями) регионально-этнический элемент проникал в низовья р. Волги повсюду и разными путями.   
Зато вскрылись другие, принципиально важные данные о самой ранней в низовьях – енотаевской группе «иудеян»: она-то и была исходной для новопоселенцев конца XIX в.  в с. Михайловке. Переселенцы имели престижный, хотя и не слишком состоятельный служилый статус «однодворцев» (согласно поговорке: «сам барин – сам крестьянин») с прежней южной границы. Но при своей миграции от безземелья и неурожаев охотно меняли его просто на положение государственных крестьян.
Этот процесс зафиксирован документально. Известно, что Канцлер Министерства внутренних дел,  только что учреждённого, граф Виктор Павлович Кочубей направил 24 июля 1806 г. Воронежскому губернатору Фёдору Алексеевичу Пушкину своё предписание (из Росс. госуд. историч. архива, ф. 1284, оп. 195 за 1806 г., ед. хр. 11. Л. 15, г. Санкт-Петербург – найден и приведён А.Л. Львовым): «Рассмотрев  отношение  Вашего Превосходительства от 30 числа июня о желании однодвроцев уезда Павловского села Клеповки и Бобровского (далее – Гвазды), села Верхних Острожков, Козловка тож, переселиться Астраханской губернии в селение Пришибинское, и не находя никаких препятствий... я прошу Вас, Милостивый Государь мой, немедленно дозволить им отправиться в путь» (7).
Далее уточним информацию А.Л. Львова (оговорку сам он не сделал), что речь идёт не про с. Пришиб Царевского уезда вблизи г. Царицына – там через 2-3 десятилетия упрочилась община таких же бывш. «однодворцев», «иудеян-караимов». А про с. Пришиб (Голодяевка) Енотаевского уезда, основанного во II-ой пол. XVIII в., среди казачьих станиц, выходцами из Ярославской и др. центральных губ. России. «Пришиб» в ниж.-волж. русск. говорах – «срез, обрыв, отлогий берег, крутояр». Расстояние между двумя Пришибами – 150 км по рр. Волге и Ахтубе.
Строгих вероисповедных ограничений в тот момент ещё не было, только В.П. Кочубей потребовал от Ф.А. Пушкина «наблюдать, однако ж, чтоб в числе идущих не было таких (о коих из села Клеповки Вы в мае месяце писали), что придерживаются Моисеева закона». Всего по этому разрешению переехало 254 чел., а вот год спустя, в 1807 г. в енотаевском Пришибе от исповеди отказались уже в 3 р. больше – 784 чел. (120 дворов), включая и местных «припавших», объявившие себя «молоканами» (7).
Но жизнь в Голодяевке - Пришибе  заладилась не у всех переселенцев. Причём усиливались и вероисповедные ограничения. Так, поступил Синодский указ, состоявшийся по положению Комитета Министров,  высочайше утвержденному имп. Александром I (обнародован был 3 февраля 1825 г.) «О мерах к отвращению распространения жидовской секты под названием субботников» (Полное Собрание Законов Росс. империи, т. XL, № 30436-а).
Указом предписывалось для органов власти «иметь верные сведения о числе иудейскому  заблуждению предавшихся крестьян», «в сношениях местных начальств именовать субботников ˝жидовскою сектою˝ и оглашать, что они подлинно суть жиды, ибо настоящее их наименование ˝субботников˝, жидовскою сектою˝ или ˝придерживающихся Моисеева Закона˝, не дает народу точного … понятия, что обращать стараются их в ˝жидовство”», идти на «презрение или посмеяние над заблуждениями, как средство сие употребляют … раскольники разных сект (так и субботники) в отношении православной веры», но «не дать повода к … оглашению еще бóльшего числа этих ˝русских  евреев”(доселе, вероятно, ещё скрывающихся), или распространению толка, что они Правительством терпимы, подобно тому, как уже случалось …».
Фрагменты этого текста приведены А.Л. Львовым и Е.В. Зайцевым. Но Е.В. Зайцев  попутно заметил, что текст Указа был офиц. переопубликован вновь – уже в 1891 г. (// газ. «Северный Вестник», № 6. С. 61-62). Это было неслучайно, поскольку ситуация (после крепостного права, в с 1861 г.) усложнилась, оформились сектантские «толки», наметилась эмиграция в Палестину, интерес др. крестьян к этому учению усилился, прозелетизм же («уклонение» от веры) осуждался весьма строго, а «склонение к отпадению» – ещё строже.
Среди «молокан» с. Голодяевки - Пришиба (именно в 60-80-х гг. XIX в.) выделились «субботники» (видимо, караимского толка), а внутри тех – «талмудисты». Возобладали полностью последние – хотя и не участвовали в палестинской эмиграции своих единоверцев Черноярского уезда в 1898 г. (См.: 2. С. 183-187 и др.).
По результатам Всероссийской переписи 1897 г. группа «русских евреев» в Енотаевском уезде (в отличие от соседнего Черноярского, где их было 340 чел.) не фиксировалась. Потому отметим попутно, что и жители с. Верх. Острожков - Козловки (ныне их потомки – на хут. Высоком Таловского р-на Воронежской обл.), как и позже уроженцы с. Михайловки всегда записывали себя «русскими» без иных обозначений. Кроме прочего, поэтому выезд в Израиль для жителей Высокого (в отличие от лёгкой эмиграции «евреев» соседнего с. Ильинка Калачеевского р-на) оказался весьма проблематичным (8. С. 82, 84 и сн. 13;   5. С. 45-51). Хотя попадали они (из фамилии Жабиных и др.) тоже на Святую землю.
  С. Михайловка с хуторами в «подстепных ильменях» (сборное по населению, с казачьим кордоном на степной границе) уже существовало на момент переселения полвека, после своего переноса в 1842 г., на новом месте. «Иудеяне» из енотаевского с. Пришиб и соседнего с. Никольское добрались сюда на лодках вниз по р. Волге, дальше – по протокам и ильменям. При расспросах, как это произошло, их потомки в пятом-шестом поколении до сих невесело шутят: «приплыли на точиле» (т.е. на тяжёлом бревне, на котором правили инструмент).
По всем генеалогическим подсчётам, миграция произошла прим. в 1898 г. Новопоселенцы разместились по хуторам вокруг села (их было более десятка). А затем. уже после революции, образовали восточный «конец», пос. в самом селе. Называли они себя, как чаще всего бывало, «молокане-субботники» (в отл. от  собств. «молокан» как «воскресников», ср. А.Л. Львов: 8. С. 70), а нам специально уточнили: «мы субботники, а для соседей – «молокане», «не евреи, но «п р и к л о н н и к и  к еврейской вере».
Односельчане и жители соседних селений и до сих пор не очень разбираются в оттенках сект и верований,  иногда называя последователей данного необычного и непонятного им течения «людьми с колдовскими обрядами». А в синагоге г. Астрахани временами приезжавших лиманских «иудеян» всегда обозначали как «гéры» (идиш. ф., от общесемит. и иврит. «гэйрим» – «чужие», «обращённые из иноверцев», «прозелиты»).
Отдельные евреи - ашкенази, кстати, присоединялись к субботникам и жили вместе с ними. И д и ш с к о е, ашкеназское влияние на них в ритуалах и произношении терминов. отметили и члены экспедиции М.М. Каспиной (4). Другая характ. черта – сложн. синкретизм и уподобление в объяснениях иудейских реалий православным, реже исламским (омовение «мыква» (миква) как «крещение», а обрезание, иврит. «мила», как «мусульманение», никак не евр. игр. обряд «катания яиц» на Пасху - Пейсах, подношение «хлеба - соли» новобрачным на свадьбе и мн. др.). Памятен пока ещё прежний свадебный обряд: «Под платок подходили, разматывали по рукам молодожёнов и они себе ко лбу прикладывали».
При вхождении данных территорий в состав Калмыцкой автономной области (июль 1927 г.) в Михайловке было отмечено наличие единственного во всей Калмыкии иудейского религ. общества, насчитывавшего 101 прихожанина (т.е. с детьми св. 150-и чел. из приблиз. 800 жит. села и хуторов. – В.В.) и одного священнослужителя - раввина (1. С. 25). Удалось установить, что  обряды справлял «на хуторах» еврей, «дед Шулом» –  перед войной он был уже преклонного возраста. Дом, приспособленный под синагогу, имел две части (для мужчин и женщин) и именовался «моленная».
Община с семьями вскоре разделилась, и небольшая, но устойчивая часть её перебралась из границ Калмыкии в пределы, оставшиеся в Астраханской обл. – с. Новогеоргиевск Зареченского с/с Лиманского р-на. Напрямую от Михайловки до него 12-15 км и почти 50 км по проезжей дороге, между озёрами-лиманами. 
В ходе полевой работы был составлен список фамилий (всего 10), к которым принадлежали михайловско - новогеоргиевские «иудеяне»:  Вóронцевы, Гайдуковы, Горюновы, Жабины, Каширские, Корниловы, Перепечёновы, Пашовкины, Роденгауз и Храповы (наши информанты-собеседники – Перепечёнов Ефим Степанович, 1926 г. рожд., ветеран Великой Отечественной войны (обр. среднее и технич. курсы), его сын Анатолий Ефимович – 1966 г. рожд,, обр. средне-спец., электромонтёр. и др.. с искр. благодарностью за помощь).
И, похоже, представился редкий случай: попытаться установить (по кр. мере, предположительно) истоки каждой семьи по фамилиям, т.к. «разброс» таковых на карте юга России примерно ясен и даже картографируется. В чём и попробуем убедиться.
Потомки по прямой муж. линии переселенцев из воронежского с. Козловка (Верх. Острожки), прошедших через с. Пришиб - Голодяевку, проживших там  более 90 лет – Жабины. Эта фамилия и сейчас встречается в пос. Высокий Таловского р-на Воронежской обл., как и у субботников - «гéров» в Израиле (6). Гайдуковы и Вóронцевы (однодворцы или казаки?) – имена, тоже характ. для воронежских просторов, а  Пашовкины могут сохранять в себе остаточн. мордовские корни оттуда же.
А вот Перепечёновы – это типичная енотаевская фамилия, очень распростр. и у православных, именно в сс. Пришиб и Никольское. Видимо,  их предки «припали» к «иудеянству» в 1807-13 гг., как и, видимо,  Корниловы, Каширские и Храповы.
Фамилия Горюновы – скорее, в бóльшей мере, царевско-царицынская. Данная горюновская ветвь, приняв «иудеянство» в тех местах, могла вскоре перебраться южнее от возобладавших там с 60-х гг. XIX  в. «субботников-караимов» (с. Пришиб - «верховой» и соседние нас. пункты).
Русские же с фамилией «Роденгауз» здесь – потомки евреев-ашкенази, Петра и Михаила Роденгаузов, подселившихся к михайловским жителям после революции и гражданской войны и женатых на «иудеянках».
В телерепортаже (ЦТВ СССР, осенью 1991 г.) о «субботничнско-талмудистском», еврейском с. Ильинка Калачеевского р-на Воронежской обл. (уже почти все жители были в Израиле), помнится, было подчёркнуто (как удача и везение для села и его жителей, «русских евреев»), что фашисты в жарких боях июля 1942 - февр. 1943 гг. не дошли до села  ок. 100 км (См.: 5 и ТВ-версия). И, добавим, не смогли они даже форсировать р. Дон. Но от лиманского с. Михайловка немецкие войска (в трагич. период осени - нач. зимы 1942 г.) остановились всего в 30-и км, притом напрямую, по открытым степям. 
Рассмотрим этот острый сюжет с прогнозной ретроспекцией поподробнее – он не совсем однозначен. У нас нет данных о геноциде субботников в правобережье Дона (о них А.М. Литвин, см.: 5), хотя это и имело место поначалу в Крыму, пока оккупанты не разобрались, кто к чему (А.Л. Львов: 8, С. 70 и С. 82, 84 и сн. 12). Зондеркоманды СС уже научились в 1941-42 гг. отличать собств. «евреев» от «припавших», «приклонных» к еврейству – после скандала с поспешным уничтожением массы крымчаков, иудеев-тюрок, и вполне льготных условий караимам Крыма и «горским» иудеям, татам г. Нальчика. 
И едва ли была серьёзна угроза для «иудеев не по расе» в с. Михайловка (а «раввин дед Шулом на хуторах» тогда, насколько ясно, уже умер). Кроме, может быть, только старшего поколения фамилии Роденгауз – (несомнен. «ашкеназов» в дальн. предках из той же Германии, европ. евреев - с отцовской стороны семьи) … .
Так или иначе, после возвращения с. Михайловка в состав Астраханской обл. (декабрь 1943 г.), здешняя иудаистская община уже не фиксировалась.  Аналогия её, сохраняющая эпизодич. связи с иудейскими кругами в г. Астрахани, отмечается в с. Новогеоргиевск (старейшина – Перепечёнов  Алексей Леонович, 1924 г. рожд., см.: 4). Хотя и её существование вряд ли имеет длительную перспективу.
Характерные этноконфессиокультурные черты – пока ещё можно выделить. Известные в теч. XIX в.. преследуемые тогда полицией, но бережно хранимые до сих пор «еврейские к н и ж е ч к и». Думается, это можно как раз и рассматривать, как  нек-рые остатки «текстуальности сектантских сообществ»   (Ср.: Б. Сток и А.Л. Львов).
Да, действительно, верно подметили молод. столичные коллеги: «почти у всех нынешних субботников есть старинные двуязычные молитвенники» (Каспина М.М. и др.: 4). Более того, нами в с. Михайловка был библиографически описан «Еврейский молитвослов». И, можно думать (по совп. даты – 1898 г.!), что именно он был привезён с собой первопоселенцами-«иудеянами», по Волге «на точиле», в их багаже (См.: 10. 572 с.).
В целом же, з р и м а я традиция «иудеянства» в Лиманском р-не явно угасает (в большом с. Михайловка – ещё быстрее). Хотя она вполне памятна, и реконструируется этнографически несложно и интересно. У самого старшего поколения сохраняются иногда «двойные имена» –  обычное и «еврейское». Браки на селе всё чаще заключаются безо всякой оглядки на прежние оттенки вероисповеданий. и «иудеяне» с православными, ставшие родственниками, – явление теперь уже вполне обычное. Предубеждения к вновь прибывшим (и опасения в «колдовстве») тоже, насколько могли быть проявлены, остались в прошлом.
По словам наших собеседников, «перемешалось всё. И в русскую (православную. – В.В.) веру не верим – и своей не придерживаемся. Только хороним отдельно, не соблюдая больше ничего». Отдельное кладбище – это точнее, особое место на кладбище с. Михайловка.
Показательно, что «иудеянский» участок на сельском кладбище начинает со стороны тесниться «калмыцким». В соприкосновение пришли два разных порядка погребения: к калмыков-буддистов головой на восток и памятник в ногах, у «иудеян» головой тоже на восток, но памятник – в изголовье («средний» вариант – представлен у православных).
На могилах у «иудеян» при погребении ставится столбик, потом  сооружают памятник – что характерно, «в головах».  На памятниках (как правило, каменных) – фотографии и надписи, русскими буквами (иудейские – единичны и в стилизации, как символ), но иногда, на новых погребениях, – таблички специальные, сделанные из латуни по одному типу, термины родства на них приведены кириллицей, но из иврита.
Итак, нами продолжена ранее обозначенная тема по взаимоотношением славянской этнолингвисической среды и иудейского религиозного мира в Нижнем Поволжье. Рассмотрен характерный пример «иудеянства» («молоканства - субботничества») в Лиманском р-не Астрахан. обл., в частности, на очень интересном материале из с. Михзайловка.  Содержательной оказалась экспедиц. работа, а по истокам данного специф. этноконфессионального явления очень полезны архивные и др. документ. находки наших коллег-исследователей из гг. Санкт-Петербурга и Заокска (Тульская обл.).
Не совсем пока ещё понятны, впрочем, перспективы «лиманского иудеянства» – его традиция сокращается определённо и на глазах.   Но не раз в истории культуры всплеск восстановления происходил в самый-самый, казалось бы, последний момент.
Проблема весьма непроста и многогранна – её эффективное изучение возможно лишь совместными усилиями учёных из различных регионов и стран, с постоянными обсуждениями процесса работы и её результатов на научных форумах и конференциях различного объёма и уровня. Понадеемся возвращаться к ней в дальнейшем ещё – и не раз.

  Ссылки: 1. В тот момент, с усилением религиоз. репрессий, проводив в 1898 г. первую группу (Агафона Ивановича, «Гапона» Куракина) в Палестину, поволжское «иудеянство» решало свою дальнейшую судьбу с переездами. И далее, один из старейшин молокан-субботников в с. Михайловка, Филипп Фёдорович Перепечёнов, ещё в 20-30-х гг. XX в. (видно, зная об иных тогдашних биробиджанско - крымских и ближневосточ. проектах по еврейск. крестьянству ком-тов КомЗЕТа и заруб. распределит. «Агро-Джойнта»)  временами говаривал: «Если что – то и в Палестину подадимся!».

  2. Имеется в виду периферийная хопёрско - битюгская переселенч. группа мордвы (XVII в.), обрусевшая в сёлах между гг. Балашовым, Воронежем и Липецком на рубеже XIX-XX вв.  О молоканских и субботнических тенденциях у мордвы вообще (в Поволжье и переселённых в Закавказье, на оз. Севан) см. этнорелигиовед. работы уваж. проф. Н.Ф. Мокшина из г. Саранска.

  3. Автор, Евгений Владимирович Зайцев, – видный учёный, педагог и активист иного течения в христианстве, канд. филос. наук, доктор богословия, выпускник адвентистского ин-та им. Дж. Андрюса в г. Берриен-Спрингс, шт. Мичиган, США, ректор Заокского христианск. гуманитарно-экономич. ин-та в Тульской обл. (3)

Библиографический список

1. Бакаева Э.П. Об особенностях современной религиозной ситуации в Калмыкии (буддизм и «посвящённые») // Этнографич. обозрение. Журнал ИЭА РАН. 2004.   № 3. С. 23-29 / Эл. ресурс: wwwannals.xlegio.ru/sbo/contens/eo.htm (2004 - 09 гг.)

2. Викторин В.М. Славяно - иудейские тенденции в переселениях и этноконфессиоконтактах по границам Астрахан. края (конец XVIII - XX вв.) // Астрахан. краевед. чтения. Сб. ст. Вып. I – Мат. межрегион. научн. конф. (г. Астрахань, 18-19 мая 2009 г.). Отв. ред. доц. А.А. Курапов. Астрахань, 2009 – С. 179-185 / Эл. ресурсы: wwwmigdal.ru/forum/940/ («Мигдал (Маяк)», г. Одесса, июль 2009); wwwreligionavtica.mybb.ru/viewtopic.php?id=95 («Религионавтика – для всех!»,  февраль 2010 г.)

3. Зайцев Е.В. История соблюдающих субботу на Руси // Большая христианская библиотека / Эл. ресурс: wwwsoteria.ru/publ/7-1-0-1134 (13Кб – август 2009 г.)

4. Каспина М.М.,  Жукова Л.Г., Киреева Н.М., Мороз А.Б. Как переплетаются традиции – астраханские субботники из сёл Михайловка и Новогеоргиевск Астрахан. обл. Иллюстр. мат. и итоги экспедиции РГГУ 1-3 февраля 2007 г. / Эл. ресурсы - доступ открыт: wwwxpuctuanka.ucoz.ru/forum/74-7985-1; wwwbooknik.ru/audio/?id=25900; www. levit1144.ru/forum/74-7985-1 (2008 – 09 гг.)

5. Литвин А.М. Еврейский Иван. Русские иудаисты из-под Воронежа   // Век XX и мир. Ежемес. журнал  изд-ва «Новости». 1991. № 9. С. 45-51 / Эл. ресурс: wwwold.russ.ru/antolog/vek/1991/09/litvin.htm

6. Львов А.Л. Дело о караимских молитвенниках [в Астрахан. губ., 1893-94 гг.] // Параллели. Русско-еврейск. ист.-литерат. и библиогр. альманах. № 4-5. М., 2004. С. 48-73 / Эл. ресурс: wwwlvov.judaica.spb.ru/emigration.shtml (2004 г.)

7. Львов А.Л. Эмиграция иудействующих в Палестину // Еврейский музей. Сб. ст. Сост. В.А. Дымшиц, В.Е. Кельнер. СПб., 2004 – С. 119-149 / Эл. ресурс: wwwlvov.judaica.spb.ru/emigration/shtml (2004 г.)

8. Львов А.Л. Русские иудействующие как текстуальное сообщество: о границах применимости этноконфессиональных категорий    // Этнографич. обозрение. Журнал ИЭА РАН. 2009, № 6, ноябрь-декабрь. С. 120-133 / Эл. ресурс: wwwjournal.iea.ras.ru/current.htm («Текущий номер - 2009 г.»)

9. Маркиш Д.П. Тринадцатое колено // Лехаим. Ежемес. лит.-публицистич. журнал. 2007, май (5767, ияр). № 5 (181).  С. 5-6 / Эл. ресурс:  wwwlechaim.ru/ARHIV/181/markish.htm (2007 г.)

10. Еврейский молитвослов с дословным русским переводом на все буднишние, субботние и праздничные дни года и сказаниями на Пасху (снабжён примечаниями, объяснениями, изложениями обрядов и постановлений, соблюдаемых при богослужении). IV-ое изд. Л.Л. Маца. Перев. А. Блонштейн. Цензура Варшав. округа. Вильна, 1898. 572 с.

0

7

Кое - что из нового материала:

Викторин В.М. Лиманское «иудеянство» («приклонники к Закону Моисееву, вере Земли Сионской») // Астраханские краеведческие чтения. Сб. ст. Вып. II – Материалы межрегион. научн. конф. (г. Астрахань, 18-19 мая 2010 г.). Отв. ред. доц. А.А. Курапов. – Астрахань: Изд-во Ром. Вас. Сорокина [и Мин. культ. Астр. обл., ОГУК «Астр. гос. объед. музей-заповедник», НИИ Касп. моря]. 2010 – С.  270 - 276.

По секц. № __4__ «Социокультурное взаимодейств. народов края»

0

8

Очень любопытное исследование!  Караимская религия - это своего рода поставленный самой жизнью эксперимент с историческим иудаизмом.  Этот эксперимент позволяет вскрыть некоторые закономерности развития и жизненного цикла религий.

0


Вы здесь » Религионавтика - для всех! » Иудейские источники » Этнография караимов. (В.М.Викторин)