В любом мировоззрении присутствует убеждение в том, что есть истинное положение вещей, и есть нарушения, с которыми нужно бороться. Что-то ставится во главу угла, а что-то – осуждается. Иначе говоря, в любом мировоззрении обозначаются свои критерии добра и зла. Изучать древнюю религию по древним текстам иной раз бывает трудно и утомительно. Поэтому здесь кратко изложено зороастрийское мировоззрение о Добре и Зле.
Итак, в путь!
ДОБРО И ЗЛО – ОТНОСИТЕЛЬНЫ?
Часто встречается мысль об относительности добра и зла: «Всё зависит от точки зрения: то, что для одного – добро, для другого – зло». Здесь происходит подмена понятий: абсолютные Добро и Зло подменяются субъективными представлениями людей о том, что хорошо, а что плохо. Все творения являются клетками единого организма – Мира. Судьба Мира опосредованно зависит от состояния каждой клетки. Отсюда абсолютное Добро – это гармония Мира, абсолютное Зло – разрушение гармонии Мира.
А ЕСЛИ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ДОБРА И ЗЛА?
Представим, что мы отказались от добра и зла: «Что хорошо мне, то я и буду делать. А мне хорошо – поменьше тратить сил и побольше получать». Какой станет наша жизнь?
…Миллиардер уверяет, что добыл свои деньги воровством, а для этого нужны ум и энергия, поэтому все должны им восхищаться и изучать его опыт.
…Мать выбрасывает из окна своего грудного младенца. У неё голова болит от его постоянного плача, да к тому же надо пойти в салон красоты, а ребёнка не с кем оставить.
…Старушка из-за болезни год не выходит из дома, съела все запасы и теперь голодает. Конечно, у неё есть трое преуспевающих детей, живущих неподалёку, но им всё некогда, да и устают они очень: всё время приходится отдыхать за границей.
…Слабым людям опасно появляться на улице. Каждый норовит их ограбить, изнасиловать, убить. Никто из прохожих не заступится – им хочется жить спокойно и комфортно.
Всё это – прямые следствия отказа от разделения добра и зла, когда каждый сам за себя, и для достижения своих целей все средства хороши. В итоге мы одичаем и перебьём друг друга. И если мы этого не поймём, значит, мы не выживем. У настоящих людей есть совесть, не дающая окончательно встать на путь служения Злу. Именно поэтому Мир ещё живёт.
ДОБРО – СОЗИДАНИЕ, ЗЛО – РАЗРУШЕНИЕ?
Разрушение (пожар, война), как правило, уничтожает нечто органичное, совершенное д. С другой стороны, созидание – это обычно улучшение Мира: рождение детей, разведение садов, строительство жилья, создание произведений искусства и т. д.
Но созидание – это далеко не всегда добро. Создавать можно не только хорошее, но и плохое. Никто не назовёт добром создание ложных теорий, призывающих уничтожать, унижать, грабить людей. Все согласятся с тем, что нельзя назвать добром строительство завода, безвозвратно уничтожающего своими отходами всё живое вокруг.
С другой стороны, разрушение тоже не всегда плохо. Прикрыть притон или казино – добро. Истинным созиданием можно признать только то, что создаёт или восстанавливает гармонию Мира. Разрушением можно назвать то, что разрушает гармонию Мира, увеличивает количество Зла в мире.
КАКОВА ЦЕЛЬ ЗЛА?
Согласно учению Заратуштры, Ариман – это болезнь Мира, паразит, разрушающий Мир. Если Зло необратимо поразит все части Мира, то Мир будет полностью разрушен, и Зло погибнет вместе с Миром. Итог существования Зла – это гибель самого Зла.
Невозможно окончательно победить и выжить, ничего не создавая, а только разрушая. Именно поэтому Зло обречено на поражение. Зла в вечности просто не существует. Вечно одно лишь Добро.
ЗАЧЕМ ДЕЛАТЬ ДОБРО?
Преступления помогают наживаться тысячам проходимцев. На первый взгляд кажется, что люди, творящие зло, прекрасно устроены в жизни, они самые умные и лучше всех понимают свою выгоду; добро – абсолютно невыгодно, бескорыстная помощь ближнему – это прямой убыток, несусветная глупость, а сторонники добра – идиоты и неудачники.
Благая Вера утверждает, что каждый поступок любого человека влияет на Мир. Так или иначе, мы изменяем соотношение добра и зла в Мире. Любое зло, совершённое человеком, увеличивает количество зла в Мире, увеличивает силу мирового Зла. Цель сил Зла состоит в разрушении Мира и Людей. Всеобщее служение Злу приведёт человечество и Мир к моментальной гибели.
ЗЛО НЕОБХОДИМО?
Существует несколько точек зрения на проблему добра и зла. Можно встать на точку зрения (1) добра (борьба со злом), можно встать на точку зрения равноправия добра и зла (необходимы они оба) (2), можно встать на точку зрения зла (3).
(1) Если все люди будут стремиться выбирать добро и отказываться от зла, то жизнь станет намного лучше. Отказ от лжи, насилия, стремление стать лучше самому и помочь стать лучше другим – от этого выиграют все. Это укрепляет гармонию мира, служит добру.
(2) Если все примут идею о равноправии добра и зла или о том, что они полностью относительны или что зло даже необходимо, то жизнь станет существенно хуже. Каждый будет только сам за себя и будет готов пойти на любую подлость для достижения своих целей. Не будет никаких нравственных ограничений, т. к. не будет никакой принципиальной разницы между разрушением мира и его гармонией, между честностью и подлостью и т. д. Количество зла в мире увеличится. Сторонники равноправия добра и зла хотят оставить право на зло (ложь, насилие) только за собой, но при этом не хотят, чтобы окружающие к ним самим относились точно также. Они считают, что сумеют лучше других использовать зло для скорейшего достижения своих целей, но не думают, что всегда найдутся более бессовестные и циничные «деятели».
(3) Третий подход (служение злу) можно назвать дэва-ясной. Такой человек начинает разрушать всё вокруг себя: других людей, природу, себя. Общество, состоящее из таких людей, существовать просто не может. Им надо на ком-то паразитировать, использовать, уничтожать. Скоро им нечего будет разрушать и они погибнут.
Подумайте, какую точку зрения надо пропагандировать и обосновывать, чтобы стало лучше вам и всем людям.
ИНЬ и ЯН
Когда речь заходит о проблеме Добра и Зла, то чтобы обосновать необходимость существования Зла вспоминают такие понятия как Инь и Ян. Действительно ли учение об Инь и Ян оправдывает зло?
Как определяются понятия Инь и Ян? В литературе приводится длинный перечень определений, которые довольно слабо связаны между собой. Например, к определению Ян относятся: горячий, сухой, огонь, активный, экстравертный, мужское начало, день и т. д. Инь: холодный, влажный, вода, пассивный, интравертный, женское начало, ночь и т. д. К этим определениям некоторые через запятую смело добавляют Добро и Зло, причём Добро причисляется к Ян, а Зло – к Инь.
В данном случае мы имеем дело с подменой понятий. Противостояние Добра и Зла имеет совершенно другую природу, чем противостояние Инь и Ян.
Ян – это активное, отдающее, преобразующее начало мира. Инь – это пассивное, воспринимающее, сохраняющее начало мира. Солнце – это Ян-светило, так как оно светит своим светом, даёт тепло, а Луна – это Инь-светило, так как она светит отражённым светом и не даёт тепла. Без Ян невозможно существование Инь, а без Инь невозможно Ян: только их взаимодействие даёт полноценную жизнь.
Противостояние Добра и Зла имеет совершенно иной характер. Добро – это гармония Мира, Зло – это разрушение этой гармонии. Добро и Зло вовсе не дополняют друг друга – между ними идёт борьба не на жизнь, а на смерть. Добро без зла может существовать, а зло без добра существовать не может, оно может только паразитировать на добре, разрушая его.
С точки зрения противостояния Добра и Зла, Добром является равновесие между Ян и Инь, а Злом – дисгармония между ними. Не надо отождествлять понятия совершенно разной природы и своё стремление оправдать зло прикрывать неправильно понятыми древними учениями.
ВОЛК И ЗАЯЦ (ДОБРО И ЗЛО В ПРИРОДЕ)
При разговоре о добре и зле рано или поздно всплывает вопрос о добре и зле в природе. «Волк хочет съесть зайца. А у волка голодные волчата. Кто из них прав? Где здесь добро и зло?» Возможный ответ: «В природе добра и зла нет, они существуют только в отношениях между людьми».
Поведение животных в значительной степени подчинено инстинктам. Вред, который они могут нанести миру, очень ограничен. Говорить о грехах отдельного животного можно в редких случаях – явное зло в мир несут лишь больные особи. Животным не свойственны человеческие пороки – хищник не убивает больше, чем ему нужно для пропитания, не убивает просто ради удовольствия.
Зло на уровне животных носит не индивидуальный, а видовой характер. Например, кролики известны своим обжорством (они могут есть круглосуточно), крысы и мыши разносят болезни. Кроме того, среди животных распространён паразитизм (жизнь за счёт другого).
Добро, когда в природе есть и волки, и зайцы. Волки, питаясь наиболее слабыми, больными зайцами, способствуют выживанию и процветанию остальных зайцев. Здоровые зайцы, убегая от волков, способствуют вымиранию наиболее слабых, больных волков и процветанию остальных волков. Это гармонично, самодостаточно и самовоспроизводимо. Наиболее очевидным злом во взаимоотношениях зайцев и волков будет уничтожение каким-то ненормальным волком по двадцать и более зайцев в день или же полное исчезновение в данном районе зайцев или волков.
Такие вопросы задаются с такой мыслью: «Раз в природе слабых съедают, значит, и сильные люди должны уничтожать всех слабых и не сумевших приспособиться людей». Но здесь есть одно важное отличие: высшие животные обычно не уничтожают себе подобных. У людей есть масса способов выжить и без уничтожения слабейших. При разумном подходе в мире всем всего хватит, если не нахватывать себе больше, чем действительно нужно. Человек тем и отличается от других творений, что на нём лежит максимальная ответственность за сохранение и восстановление гармонии в мире.
ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ СЛУЖИТЕЛЕМ ЗЛА?
Вопрос о том, что выбирать – добро или зло, обязательно встаёт перед каждым человеком. Некоторые выбирают зло, потому что им кажется, что путь зла эффективнее и быстрее приводит к цели. Рассмотрим процесс служения злу – паразитирование на мире и его разрушение:
1. Если зла в мире очень мало, то быть служителем зла сложно. Здоровый организм легко побеждает любую болезнь. Когда один человек встаёт на путь зла, он резко выделяется на общем фоне, и его действия вызывают активное противодействие окружающих. Люди легко выделяют служителя зла из своей среды и тем или иным способом ограничивают его свободу.
2. Если зла в мире много, то быть одним из служителей зла становится очень легко. Они уже не боятся наказания, т. к. представляют собой внушительную силу. Ложь и насилие разрастаются и не вызывают решительного осуждения.
3. Если зла в мире становится очень много, разрушения становятся необратимыми, и между служителями зла начинается борьба за выживание. Частей мира, где можно паразитировать, становится всё меньше, а укреплять, восстанавливать гармонию мира уже некому. Трудно быть вором, когда все готовы воровать и всё уже украдено. Процесс разрушения мира перейдёт в необратимую стадию и приведёт к гибели человечества.
ЗАПРЕТЫ НИЧЕГО НЕ РЕШАЮТ?
Когда речь заходит о человеческих пороках, то очень часто повторяют, что запреты ничего не решают. Мол, если всё это попытаться запретить, то пороки уйдут в тень, и их нельзя будет контролировать.
Если порок не запрещать, то неизбежно сложится общественное мнение, что ничего страшного в нём нет. В обстановке «терпимости» порок вырастет как на дрожжах, и вскоре его объявят нормой, а уклонение от него – преступлением. Торжество пороков в итоге приведёт к деградации, разрушению и вымиранию цивилизации.
Уместен вопрос: «Что считать пороком?» Если вы сомневаетесь, является ли данная склонность человека пороком, представьте, что все люди страны в свободное время занимаются именно этим. Что будет с такой страной, не вымрет ли она в ближайшее время? Если вымрет, то это – наверняка порок. От поголовной чистки зубов – не вымрет. А от поголовной наркомании и разврата – вымрет обязательно.
ВСЕ ЛЮДИ – ОДИНАКОВЫЕ?
Все люди в общих чертах похожи друг на друга. У всех есть свобода выбора, все будут нести ответственность за свой выбор. Именно здесь начинаются отличия людей друг от друга.
Все люди отличаются друг от друга по двум параметрам: по степени осквернённости злом в данный момент и по степени готовности творить в дальнейшем зло или добро. Даже в обществе, очень сильно поражённом злом, всегда есть те, которые на зло просто не способны. Они перестанут себя уважать, если они преступят некий порог на пути осквернения.
Те, кто серьёзно сделал выбор в сторону зла, заслуживают уничтожения или тюремного заключения. Таких необходимо изолировать из-за прямой опасности обществу. Длительность сроков заключения должна соответствовать тяжести совершённого зла.
О ПРАВЕ НА ГРЕХ
Сегодня очень модна толерантность, но иногда она переходит в крайность, вплоть до признания равноправными любых взглядов и поступков.
Если кому-то нравится курить, мы не должны создавать ему никаких помех, выражать своё неудовольствие, тем более запрещать это где бы то ни было. Иначе мы, мол, нарушаем права свободной личности.
Мы все заинтересованы в том, чтобы зла в мире было как можно меньше. Наша задача на Земле – очищаться от зла самим и очищать от зла окружающий мир. Терпимость к злу преступна. Политкорректность в вопросе борьбы со злом – это пассивное служение злу.
Курильщик, прежде всего, разрушает свой собственный организм, то есть часть мира. Но он вредит и окружающим людям, нанося вред их здоровью, то есть разрушает и мир вокруг себя. То же самое можно сказать о пьянстве, алкоголизме. Алкоголик разрушает свой организм и мешает окружающим своим неадекватным поведением. Потакать алкоголикам, создавать им все условия, заботиться об их свободе выбора – это значит пассивно служить злу.
ГЛАВНОЕ – БОГАТСТВО?
Распространено мнение, что самое главное для человека – деньги. Конечно, когда человек не должен постоянно думать о куске хлеба – это хорошо. Но должно ли постоянное увеличение богатства быть самоцелью? Обеспечит ли это полноценную, свободную и интересную жизнь?
Деньги можно и нужно зарабатывать для какой-то цели. Они позволяют человеку активнее отстаивать свои интересы. Весь вопрос в том, какие именно это интересы. Каковы истинные цели, ради которых стоит стремиться к богатству? Главное – обеспечить нормальную жизнь, чтобы полнее реализовать свои способности, стать лучше и сделать лучше мир вокруг себя. Это те цели, которые важны и для каждого человека в отдельности, и для семьи, и для страны, и для мира в целом.
О «НИЗМЕННЫХ ИНСТИНКТАХ»
Человек не должен всегда и во всем следовать своим инстинктам, он должен проверять свои инстинкты разумом. Иначе, например, инстинкт продолжения рода выльется в распущенность и насилие. Но в то же время инстинкт продолжения рода совершенно необходим, иначе прекратится род человеческий. То есть изначально инстинкт не может быть низменным (или высоким) сам по себе. Это всего лишь один из механизмов, заложенный в нас. А вот в какие формы мы облечём свои инстинкты, чему заставим служить – добру или злу – полностью зависит от нас самих. Отказ от инстинкта может быть направлен и на торжество зла.
Удачи в благих делах!