Религионавтика - для всех!

Объявление

Клуб Религионавтов приветствует Вас на этом Форуме! Заходите, регистрируйтесь, задавайте вопросы, участвуйте в обсуждении интересных для Вас тем, публикуйте свое творчество, высказывайте свое мнение о любых явлениях и событиях. Желаем приятного и полезного общения! Надеемся, что Вам будет уютно и не скучно с нами!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Религионавтика - для всех! » Собственные публикации » КТО СКАЗАЛ: «ВЫ - БОГИ»?


КТО СКАЗАЛ: «ВЫ - БОГИ»?

Сообщений 1 страница 23 из 23

1

КТО СКАЗАЛ: «ВЫ - БОГИ»?

Нередко в эзотерической литературе или на религиозных форумах звучит идея божественности человека. Якобы человек - это и есть Бог, только он об этом еще не знает. Предполагается по умолчанию, что автор такого утверждения, якобы, уже осознал, и теперь открывает другим глаза на этот примечательный факт. В подтверждение этого мнения обычно приводят фрагмент из 10 главы Евангелия от Иоанна, в котором Иисус ссылается на слова Писания, гласящие: «вы - боги».
Поскольку мнение о божественности каждого человека имеет далеко идущие последствия (например, если это мнение правильно, человеку не нужно развиваться, совершенствоваться - ведь невозможно стать совершеннее Бога!), давайте разберемся, насколько это мнение обосновано, и что на самом деле в библейском контексте означает фраза, на которую оно опирается.
Начнем вот с чего. Как известно, Иисус призывал своих последователей неукоснительно соблюдать Закона Моисея. Об этом он сам заявлял вполне определенно: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих  малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном». (Матф.5:17-19).
О каких заповедях говорит Иисус? Очевидно, он имеет в виду те самые десять заповедей, которые дал сам Бог Моисею на горе Синай: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов перед лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи [родов] любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно». (Втор.5:6-11).
Давайте посмотрим: согласуется ли с этими заповедями утверждение, что каждый человек есть Бог? Во-первых, в таком случае богов должно быть много - столько же, сколько людей. И эти боги должны отличаться от того Бога, который обращался к Моисею из среды огненного куста. Иначе зачем бы Моисею было карабкаться на высоченную гору - он мог бы просто пообщаться со своими соплеменниками, раз уж они все-боги. Но такое допущение явно противоречит предостережению Бога: «да не будет у тебя других богов перед лицем Моим»! Если бы люди были боги - они и были бы «другие боги» перед лицом Всевышнего.
Далее. Каждый человек есть существо плотское, земное - из тех, что живут «на земле внизу», даже если в последнее время они получили способность летать «на небе вверху» и погружаться в «воды ниже земли»: это не делает их исключением из числа земных существ. При том каждый человек есть подобие или изображение своих родителей или их родителей. Человек не возникает сам по себе - он есть плод определенных действий другого человека, точно так же, как изображение идола. По существу, нет большой разницы, возникает ли в результате определенных ваших действий статуя кумира - или ваша собственная копия в виде вашего отпрыска. Таким образом, каждый человек есть не что иное, как своего рода «изображение» одного из существ, живущих «на земле внизу», - тех самых, которых сам Господь запретил делать кумирами и объектами поклонения, наподобие языческих «богов» - запретил под страхом наказания, простирающегося до четвертого колена!
И, наконец, третье. Бог недвусмысленно запретил употреблять его имя всуе. Называть же смертного человека «богом» - это и есть неоправданное и неуместное использование имени Бога.
Итак, невинное, как кажется некоторым, мнение о том, что люди -боги, на поверку оказывается грубым нарушением трех первейших заповедей Закона. На соблюдении которых настаивал Иисус, и об " ответственности за нарушение которых предупредил сам Бог!
А теперь скажите: мог ли Иисус, заявлявший: «не нарушить пришел я, но исполнить» - мог ли он признать людей за богов, нарушив тем самым три главных заповеди?
Ну а кто тогда мог называть людей богами? Ни для кого это не секрет. Это - язычники, многобожники. Многобожие не признает единство Бога, допускает существование наряду с одним богом и других, будь они люди или даже животные.
У древних египтян богами считались кошки, быки, птицы, даже крокодилы и змеи. Ну, и, само собой, люди. Например, фараон и его жена (приходившаяся ему обычно сестрой) считались самыми что ни на есть живыми богами, которым воздавалось такое же поклонение, как и другим богам. Греческие боги были и внешне похожи на людей. А Эвгемер заявил, что в основе представления о богах лежат воспоминания о конкретных людях - древних героях или правителях. Римские язычники были в этом совершено солидарны с греческими. Более того, подобно египтянам, они обожествляли своих императоров, строили в их честь храмы и поклонялись их статуям. А когда захватили Иудею - пытались заставить и евреев поклоняться изображениям своих богов-императоров. Но те предпочитали смерть нарушению заповедей Бога: история знает немало кровавых событий, произошедших именно на этой почве. Так что в конце концов римлянам пришлось отступиться, признав тем самым поражение перед иудейским Богом: они поняли, что не могут заставить иудеев поклоняться человеку как богу.
Теперь стоит сказать пару слов о хронологии. Время деятельности Иисуса приходилось как раз на период ожесточенного противостояния иудеев римским оккупантам. Никакой компромисс, особенно в религиозных вопросах, в те времена был невозможен - это было равносильно предательству своего народа. Поэтому ни в одном из трех синоптических евангелий, написанных вскоре после казни Иисуса, никаких намеков на то, что люди, якобы, - боги не содержится. Это было просто невозможно.
А вот четвертое евангелие создавалось уже в другую эпоху, в другой среде и для других людей. Оно написано на острове Патмос, в Египте. В эллинистическом Египте, пропитанном греческой языческой культурой. В Египте, давно и прочно ставшем частью Римской империи, её хлебной житницей. Само собой, отнюдь не правоверные евреи были аудиторией автора евангелия от Иоанна, а смесь разных народов, которых объединяло одно: все они были прежде язычниками. А для язычника, хоть египетского, хоть римского, как мы уже сказали, не было ничего более естественного, чем обожествление человека. Само собой, автор евангелия старался быть понятным для окружающих - поэтому он и включил в свой текст аргумент, убедительный для неофитов — бывших язычников, но совершенно невозможный для иудеохристиан и самого Иисуса.
Следует учесть и еще одно обстоятельство. Евангелие от Иоанна написано уже после ревизии христианского учения, произведенной ап. Павлом. А суть этой ревизии состояла как раз в том, что Павел объявил Иисуса Богом (чего учение самого Иисуса вовсе не предполагало, и было в нем совершенно излишним). А поскольку обожествление Иисуса входило в явное противоречие с Законом Моисея (зато делало христианство более понятным для язычников, населявших Империю), Евангелие отразило неизбежную в таких обстоятельствах полемику, в которой реформаторам христианства нужны были хоть какие-нибудь аргументы. Вот они и уцепились за эту фразу.
Учитывая эти обстоятельства, обратимся непосредственно к фрагменту четвертого евангелия, в котором обнаружена интересующая нас фраза. В этом фрагменте Иисус, полемизируя с иудейскими ортодоксами, обвинявшим его в богохульстве за то, что он, «будучи человек, делает себя Богом», в качестве аргумента говорит: «не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?».
Оставим в стороне вопрос о достоверности этой аргументации и о том, почему она не упоминается ни в одном из трёх ранних евангелий. Давайте выясним происхождение этой фразы. Очевидно, что в иудейском Законе, основу которого, Заповеди, мы уже привели выше, ничего подобного нет и быть не могло. Так что аргумент явно рассчитан не на иудеев, хорошо знавших Писание, а на язычников, для которых еврейский Закон был совершенно абстрактным понятием.
Но выдумкой эта фраза тоже быть не могла - ведь обязательно нашелся бы тот, кто бы сказал: а ну-ка, покажите, где такое написано?
На самом деле эта фраза в Ветхом завете есть, и в нее можно ткнуть пальцем при желании. Правда, ни в каком не в Законе, а всего лишь в одном из псалмов - иудейских религиозных песнопений. Этот псалом, в отличие от других, короткий, поэтому мы приведем его целиком: Псалом Асафа. Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд: доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым? Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость; избавляйте бедного и нищего; исторгайте [его] из руки нечестивых. Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются. Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы; но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей. (Пс.81:1-7)
О чем тут идет речь? О каких богах, в сонме которых стал Бог? В ветхозаветных текстах этот образ встречается неоднократно, и означает он не что иное, как сонм ангелов, окружающих Бога. Ангелы имеют богоподобную природу, они - сыны Всевышнего, первые из Его творений. Об этих «сынах Бога» говорится, например, в начале 6 главы книги Бытие. Они представлялись древним евреям человекоподобными, но это были вовсе не люди. Так что в этом псалме Бог устраивает разнос не людям, а своей небесной свите. Особенно это ясно из последних двух стихов псалма: «Я сказал: вы - боги и сыны Всевышнего - все вы, но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей».
Иными словами Бог пригрозил своим " нерадивым слугам лишить их бессмертия и напомнил печальную судьбу падшего ангела - Сатаны, которого он низверг с небес. Вот о чем тут речь - а не о том, что люди-боги. Совсем не об этом.
Очевидно, что использование этой фразы автором евангелия от Иоанна - пример некорректного ведения полемики, когда в качестве аргумента используется фраза, выдернутая из контекста, что существенно изменило ее смысл.
На этом можно было бы и закончить. Но в Библии есть еще несколько мест, проливающих свет на рассматриваемую проблему. Фраза «вы боги» могла бы быть позаимствована не только из Псалма, но и из другого ветхозаветного текста - из книги авторитетного и обильно цитируемого Иисусом пророка Исайи. Но тогда конфуз был бы еще более сокрушительным! Потому что в книге Исайи сам Бог обращается к называющим себя «богами» с такой речью: а ну-ка, докажите, что вы -действительно боги! Ну-ка предскажите будущее, возвестите о каком-нибудь событии прежде, чем оно произошло. Вот когда оно произойдет в действительности - тогда и докажете, что вы - боги. Или сделайте что-нибудь этакое, хоть хорошее, хоть худое, что заставило бы вам поверить! Но вы ничего такого не можете, а потому вы - ничто, и дело ваше ничтожно, и только тупицы принимают вас за богов! (Ис.41:21-24)
А вот и еще один примечательный фрагмент. Оказывается, первым, кому пришла в голову идея сравнить людей с богами, был, - кто бы вы думали? - змей искуситель, которого обычно ассоциируют с Сатаной! Это он нашептывал простодушной Еве: «не бойтесь вкусить запретного плода с древа познания. В день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт.З:4-5). Вот откуда ноги растут у этой идеи! Соблазнять людей тем, что они, якобы, «боги», придумал Сатана, чтобы сбить людей с пути, поссорить их с Богом, и тем самым - увлечь на путь погибели!
А тем, кто скажет, что все эти разговоры про змея в Эдемском саду -сказки, и что Ветхий завет - слишком уж ветхий, можно предложить другой фрагмент - из Нового завета, который обращен к тем, которые, «не знав Бога, служили [богам], которые в существе не боги».
Для тех, кто действительно не знал Бога, например, для древних язычников, поклонявшихся людям как богам, это простительно, говорит Библия. Но ведь теперь-то, слава Богу, люди получили уже правильное представление о Его сущности, явные свидетельства Его единства и Его отличие от какого бы то ни было телесного, вещественного объекта, от любого существа, обитающего на земле! Так что никто из людей более не может оправдаться незнанием, приписывая божественность телесным существам - идолам ли, животным ли или же людям.
«Ныне же, - вопрошает св. Писание, - познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?». (Гал.4:8-9)
И в самом деле: для чего?

0

2

Odissey
Ой, как всё запущено то!!!
Ты, похоже, становишься на рельсы ортодоксальных религий. Считающих человека червём. Но так ли всё как ты говоришь?
Сразу же бросается в глаза, что ты сам указываешь на противоречивость самой библии, и тут же опираясь на неё, строишь свою теорию. Просто смешно, честное слово.
И заметь, любая теория в самой же библии и разбивается в пух и перья. Так возможно ли вообще что-то вразумительное почерпнуть из неё? Можно. Но совсем не то, что говорили от имени Бога, а то как поступали.
Основная ошибка во всех подобных рассуждениях в том, что философы (а я, ничтоже сумяшеся, и тебя причисляю к ним) пытаются представить богом каждого отдельного человека. А это не верно по сути, хотя и отчасти. Бог - это не человек, а человечество. Все вместе взятые люди и ЕСТЬ БОГ, Его разум, Его Душа, и Его Дух в конце концов.
Я уже несколько раз приводил пример, дающий представление об этом.
Можно для наглядности взять камень (Пётр, Кифа) что символично. Сам по себе камень представляет массив породы, находящийся в покое. Но вся ли это правда о нём?
Что если взглянуть на него в электронный микроскоп, мы увидим огромное количество движения, колоссальное количество энергии, рождённой движением молекул, атомов, электронов и т.д. (броуновское движение). И вот тут возникает самый важный вопрос, для этой именно беседы: а атомы и молекулы, составляющие камень, являются камнем? Ответ по-моему очевиден - таки, да, они так же являются камнем.
А если Бог представляет собой Всё, что Существует, то будут ли являться богом его составляющие? Однозначно.
Так вот я думаю, именно это имел ввиду и псалмопевец, и Христос, говоря: вы - боги! Но это же не означает , что каждый из них должен обладать свойствами Бога.
Очень возможно, что Иисус просто хотел сказать, что все мы представляем собой некое Единство, что в конечном счёте и является Богом. Этим же можно объяснить и утверждения Назорянина о том, что он в Отце и Отец в нём. И действительно, тогда получается, что мы в Боге (являемся Его частицами) и Он в нас (ибо Он присутствует в каждой своей частице).
Есть и ещё одна маленькая иллюстрация.
Как жрецы приносили жертвы? Да это было целое представление с дымом и кровью. Но мясо то кто жрал? А люди.
И это ещё не всё. Ты вот напираешь на первые заповеди, а они между прочим совершенно справедливы и с моей точки зрения, но более осмыслены.
Первая: Возлюби всех людей! И пусть у тебя не будет другого Бога, кроме ближнего и дальнего твоего. Ни чего больше не напоминает?
Вторая: какое бы изображение Бога ты не сотворил оно не будет полным, а по сему будет вводить людей в заблуждение. Потому что невозможно изобразить Всё. Невозможно изобразить даже всех людей.
Третья: Имя Бога является мощным магическим заклинанием. Нельзя произнести его даже напрасно и не получить какого-то ответа. А если случайно ты проклянёшь себя или кого-то другого именем Бога?

Нет, я конечно отдаю себе отчёт в том, что ни кого не смогу убедить в правильности моего понимания Всевышнего. Но и твоё меня не убедило.

0

3

Василий написал(а):

ты сам указываешь на противоречивость самой библии, и тут же опираясь на неё, строишь свою теорию.

Извини, но что-то я тут не вижу ни указаний на протитворечивость Библии, ни на какую-то теорию.  Наоборот - голые факты. А ты их пытаешься опровергнуть своей теорией. Но это же невозможно. Это теорию можно побить теорией - факты теорией не побьешь.  И чего ты так взъелся - хорошая статейка, правда по слишком узкому поводу. Насколько я понял, Odissey говорит только о том, что слова "вы боги" не могут быть подтверждением тому, что люди - это боги, ни каждый в отдельности, ни en masse. И больше ни о чем.  На саму теорию он не покушается. Иначе говоря,  обожествлять людей -  никому не запретишь, но аргументы надо искать какие-то другие, - этот не годится.  Не знаю, меня лично убедило. Хотя можно было и покороче такую простую мысль сформулировать.

0

4

Agador написал(а):

Не знаю, меня лично убедило.

Ну, в тебе то я и не сомневался.

0

5

То, что мы боги это однозначно, но знать про это человеку очень вредоносно. Гордыня раз, самовлюбленность два, и три, и четыре и покатилось по наклонной. И вообще самая страшная болячка в человечестве это Пыживство. Мы и так ходим перекошенные, да ещё и неверно истолкуют понятие мы боги, так вообще начнется, я уже вижу это поколение под программой Я Есмь и я- бог. Сплошные потребители. Считают себя самим совершенством и при этом сам дать ничего не умеет, зато, что он бог ему все должны, начиная от мамы, папы, дедушки и бабушки. Да ещё забыла (мнимые) дети Индиго… у этих гордыня зашкаливает за пределы…и отражается естественно на обустроенность жизни… Посему, лучше уж не надо раскручивать эту программу…

0

6

Feuma написал(а):

Посему, лучше уж не надо раскручивать эту программу…

Ты безусловно права. Это определённо детям не игрушка.
Но я думал, что здесь детей нет. Да и не так всё просто.

0

7

Василий, да я не про форум говорю...это так иносказательно....в мир выпустили эту программу...через книги... через телевидение...через интернет -статьи, через игры и мультфильмы/фильмы...., сейчас её правда закрыли, получили результаты эксперимента и быстренько свернулись, но это поколение успело зацепить информацию. Скушали и проглотили, переварили, а на выходе плачевный результат, моральные уродцы (больше всех пострадали/страдают родители)......Это юноши и девушки от 22-25 лет...

0

8

Feuma
Нет. Не согласен.
Дети, которым сейчас 22-25 и чуть более лет, это дети конца социализма, застоя. Времён достаточно спокойных и довольно сытых. Это тупо избалованные дети. И, как правило их в семье не больше одного. Просто тогда детей обожествили сами родители.
А нынешняя теория о Единстве всего тут не причём. Хотя, я понимаю, что в недозрелых руках это бомба.
А если развить эту тему и экстраполировать её на теперешние времена, то картина будет не на много лучше. Мы ростим эгоистов.

0

9

Василий написал(а):

Дети, которым сейчас 22-25 и чуть более лет, это дети конца социализма, застоя. Времён достаточно спокойных и довольно сытых. Это тупо избалованные дети.

А если хорошо посчитать? 25 лет назад - это  начало "перестройки" и распада страны. Начало сознательной жизнь этих детей пришлось как раз на 90-е годы. Что это такое, объяснять, думаю, не нужно. Поэтому это дети отнюдь не сытые, притом полностью деморализованные и не имеющие стержня, подвергшиеся мощному "промыванию мозгов".  С одной стороны, с такими людьми можно сделать все, что захочешь - с другой они сами ищут опоры и готовы хвататься за любую соломинку. Вот на таких как раз и действует, когда им кто-нибудь скажет: "да вы же - боги!".  А эта идея, мало того, что не верна, она приносит вред. Люди могут стать богами, это так, но для этого нужен колоссальный труд и полная самоотдача. А если человеку сказать, что он и так у же бог, зачем же ему трудиться и обременять себя? Так он и останется пребывать в самодовольном заблуждении - и никогда не станет Богом.

0

10

Odissey написал(а):

Начало сознательной жизнь этих детей пришлось как раз на 90-е годы. Что это такое, объяснять, думаю, не нужно. Поэтому это дети отнюдь не сытые, притом полностью деморализованные и не имеющие стержня, подвергшиеся мощному "промыванию мозгов".

Что в принципе особых различий в результате не даёт.

Odissey написал(а):

А если человеку сказать, что он и так у же бог, зачем же ему трудиться и обременять себя? Так он и останется пребывать в самодовольном заблуждении - и никогда не станет Богом.

Я уже говорил, что это теория не для всех.
Хотя бы в силу того, что очень многим ещё нужен намордник в виде загробных страшилок.

0

11

Василий написал(а):

Так вот я думаю, именно это имел ввиду и псалмопевец, и Христос, говоря: вы - боги! Но это же не означает , что каждый из них должен обладать свойствами Бога.
Очень возможно, что Иисус просто хотел сказать, что все мы представляем собой некое Единство, что в конечном счёте и является Богом. Этим же можно объяснить и утверждения Назорянина о том, что он в Отце и Отец в нём. И действительно, тогда получается, что мы в Боге (являемся Его частицами) и Он в нас (ибо Он присутствует в каждой своей частице).

Мне более близко Ваше изложение. Спасибо.

0

12

dachnaja написал(а):

Спасибо.

Всегда пожалуйста.

0

13

dachnaja написал(а):

Мне более близко Ваше изложение. Спасибо.

Простите, уважаемая, вот такое  изложение Вам тоже близко?  -

Василий написал(а):

говно является частицей Бога, а значит и Богом.

0

14

Неаппетитно звучит  :x

0

15

А аппетитно звучит: фрукты, овощи, хлебушек?

0

16

Василий В отдельности - да, в смеси с говном - не очень. Или тебе бы понравилось? :crazy:

0

17

Feeby
А ты знаешь как выращивать всю эту прелесть без дерьмеца?
Или тебе приятней слова: нитраты, пестициды, химия всякая, короче.

0

18

Василий
А в чем проблема?

0

19

Feeby написал(а):

А в чем проблема?

Фиби, милая, у меня нет проблем.

0

20

Василий
Рада за тебя.

0

21

Feeby написал(а):

Рада за тебя.

А уж как я то рад! :mybb:

0

22

Поскольку на мне ответственность за открытие этой темы, мне ее и закрывать. Полагаю, что обсуждение темы завершено, позиции заинтересованных лиц понятны. Благодарю всех за внимание! Будем считать тему закрытой.

0

23

Аминь!

0


Вы здесь » Религионавтика - для всех! » Собственные публикации » КТО СКАЗАЛ: «ВЫ - БОГИ»?