«Христос» по-гречески переводится как «помазанный» или «намазанный». Это буквальный перевод на греческий еврейского слова «машиах» или «мессия», что также означает «помазанный». Мессией евреи называли царя, потому что при вступлении на трон его помазывали специальным ароматическим маслом - «миром». В период, когда жил Иисус, Израильское царство было раздроблено на четыре части - «тетрархии», которыми правили инородцы - представители идумейской династии, поддерживаемые римлянами. Понятно, что евреев чужеземная власть и раздробленность раздражала и поэтому они мечтали, что появится царь из законной династии (потомок древнееврейского царя Давида), который освободит страну от римской оккупации и объединит ее в единое царство, как было во времена Давида. Иногда Мессию (Христа) называли Сыном Божьим, потому что восстановить израильское царство человеческими средствами считалось невозможным, необходимо было вмешательство самого Яхве, который и должен избрать Мессию.
Ожидание Мессии было настолько сильным, что о всяком более-менее известном человеке тут же начинали ходить слухи, что вот он-то и есть Мессия (Христос). Евангелия сообщают, что, например, Иоанна Крестителя спрашивали: «не ты ли Христос?», на что он отвечал отрицательно. О том же спрашивали и Иисуса, и он тоже отрицал. Он ведь был не царского рода, отец его был плотник, а мать - пряха. К тому же они были галилеянами, а галилеян евреи не считали за своих, из-за разницы как в языке, так и в вере. С тех пор евреи много раз предполагали, что вот, наконец, явился их Мессия. В 1938 году главный раввин Варшавы провозгласил Мессией Гитлера. Но все их ожидания не сбылись: Мессия так до сих пор и не явился.
Однако христианская церковь утверждает, что еврейский Мессия (Христос) уже приходил, только евреи не признали его. И что этим Христом был Иисус, который и является родным сыном самого Бога.
Посмотрим, однако, кто, согласно евангелиям, называл Иисуса Христом и сыном
Бога?
Во-первых, это «духи нечистые» и «бесы»:
«И духи нечистые, когда видели его, падали пред ним и кричали: ты Сын Божий. Но он строго запрещал им». (Мк.,3:11)
«Выходили также и бесы из многих с криком и говорили: ты Христос, сын Божий. А он запрещал им говорить, что он Христос». (Лк., 4:41) Следует обратить внимание на реакцию Иисуса: он запрещал бесам называть его Христом.
Кто такие эти «духи нечистые» и «бесы»? Это - посланцы Диавола, имя которого по-гречески переводится как «клеветник». Будучи нечистыми, они по своей природе не способны говорить правду; все, что они говорят есть ложь. Поэтому, называя Иисуса Христом они не прославляли его, а наоборот оскорбляли.
Вторая категория - это люди, одержимые бесами, то есть, говоря медицинским языком, душевнобольные:
«Когда же вышел он на берег, встретил его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред ним и громким голосом сказал: что тебе до меня, Иисус, сын Бога Всевышнего? Умоляю тебя, не мучь меня». (Лк. 8:27)
«И когда он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. И вот, они закричали: что тебе до нас, Иисус, сын Божий? Пришел ты сюда прежде времени мучить нас». (Мф. 8: 28)
«Пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую. И когда вышел он из лодки, тотчас встретил его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом...И, вскричав громким голосом, сказал: что тебе до меня, Иисус, сын Бога Всевышнего? Заклинаю тебя Богом, не мучь меня! Ибо Иисус сказал ему: выйди дух нечистый из сего человека. И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много». (Мк. 5:1)
Под гробами здесь следует понимать пещеры. Евреи хоронили своих мертвых в пещерах, поскольку обычную могилу в каменистой почве выкопать было невозможно. Поэтому «пещера» и «могила» по-еврейски обозначается одним словом. То есть речь идет об одичавших сумасшедших, изолированных от общества.
Однажды Иисуса назвал Христом его ученик Симон, прозванный за твердолобость «камнем», по-гречески Петром. Этот Симон - Петр не отличался умом и сообразительностью и из-за своей глупости неоднократно попадал в неловкие ситуации. Короткую версию той беседы приводит евангелист Лука:
«Он же (Иисус) спросил их (учеников): а вы за кого почитаете меня? Отвечал Петр: за Христа Божия. Но он строго приказал им никому не говорить о сем...» (Лк., 9:20).
А вот та же история в более подробном изложении:
«Дорогою он спрашивал учеников своих: за кого почитают меня люди? Они отвечали: за Иоанна Крестителя; другие же - за Илию; а иные - за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете меня? Петр сказал ему в ответ: ты - Христос... Он же, обратившись и взглянув на учеников своих, воспретил Петру, сказав: отойди от меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое». (Мк., 8:27)
Иисус подчеркивал, что он пришел, чтобы сообщить людям истину, которую открыл ему Бог, чтобы через него был установлен новый завет (т.е. договор) между людьми и Богом, поскольку старый завет был нарушен, в первую очередь - по вине священников, извративших смысл учения Моисея. И поэтому он не хотел иметь ничего общего с ожиданием еврейского царя - Христа, т.е. с чисто человеческими политическими вопросами.
Настаивая на строгом соблюдении заповедей, Иисус считал кощунством приписывать Богу какого-то сына, ибо это было нарушением первой заповеди, и вообще требовал не бросаться необдуманно словами:
«И спросил его некто из начальствующих: учитель благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь меня благим? Никто не благ, как только один Бог». (Лк. 18:18)
Итак, Христом его называли «нечистые духи», одержимые, т.е. душевнобольные, и слабоумный Симон, которого за это Иисус обругал сатаной, т.е. дьяволом - клеветником.
Была и еще одна категория людей, именовавших его Христом. Это были «старейшины, первосвященники, книжники», т.е. представители еврейского правящего класса и священства, против которых была направлена проповедь Иисуса, и которые желали его смерти. Услышав, что какие-то больные на улицах говорили о нем как о Христе, они пытались использовать это в качестве обвинения, потому что других преступлений за ним не числилось: «Многие лжесвидетельствовали на него, но свидетельства сии не были достаточны». (Мк. 14: 56) Иисус же отвечал им: «Не я называл себя Христом, это вы сами говорите и приписываете мне то, чего я не говорил»: «И как настал день, собрались старейшины народа, первосвященники и книжники, и ввели его в свой синедрион (т.е. суд). И сказали: ты ли Христос? Скажи нам... Он отвечал им: вы говорите, что я». (Лк. 22:67)
«И первосвященник сказал ему: заклинаю тебя Богом живым, скажи нам, ты ли Христос, сын Божий?» (Мф. 26:63)
«И поднялось все множество их, и повели его к Пилату, и начали обвинять его, говоря: мы нашли, что он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя себя Христом царем». (Лк.,23: 1) И прокуратор Иудеи римский чиновник Понтий Пилат, прославившийся своей жестокостью, тоже допытывался, не называл ли себя Иисус Христом, т.е. царем иудейским, что было для римлян равносильно государственной измене: «Пилат спросил его: ты царь Иудейский?» (Мк. 15:2) Когда Иисус был осужден, причем обвинение было основано по большей части как раз на том, что он объявил себя Христом, т.е. царем иудейским, его отдали в руки римских солдат, которые глумились над ним и с издевкой называли его Христом: «Тогда плевали ему в лицо и заушали его; другие же ударяли его по ланитам и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил тебя?» (Мф. 26:67) Кончилось тем, что его казнили на кресте, а над головой прибили табличку, на которой обозначалась его вина:
«И стоял народ, и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет себя самого, если он Христос, избранный Божий. Также и воины ругались над ним, подходя и поднося ему уксус и говоря: если ты царь Иудейский, спаси себя самого. И была над ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: «Сей есть Царь Иудейский». Один из повешенных злодеев злословил его и говорил: если ты Христос, спаси себя и нас». (Лк., 23:35)
ВЫВОД:
Итак, Иисус не называл себя Христом и запрещал другим так его называть. Называли же его Христом злые духи, душевнобольные, невежды, уголовники, тюремщики, палачи и политические противники, бывшие его злейшими врагами и предавшие на казнь. Поэтому, говоря об Иисусе как о Христе, надо хорошо подумать, к какой компании ты собираешься примкнуть.