Религионавтика - для всех!

Объявление

Клуб Религионавтов приветствует Вас на этом Форуме! Заходите, регистрируйтесь, задавайте вопросы, участвуйте в обсуждении интересных для Вас тем, публикуйте свое творчество, высказывайте свое мнение о любых явлениях и событиях. Желаем приятного и полезного общения! Надеемся, что Вам будет уютно и не скучно с нами!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Религионавтика - для всех! » Форум межконфессионального общения » Общение различных языческих традиций


Общение различных языческих традиций

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Что вы об этом думаете?
Вот, например, мы - последователи синтоизма, но нам интересно общаться с разными другими языческими (и не только языческими) традициями: обмениваться идеями и проводить совместные ритуалы. Например, в прошлом году мы познакомились с викканами, им было интересно узнать про нас, а нам про них, и мы даже провели один совместный синто-викканский ритуал.
Я думаю, что язычники всего мира, язычники всех традиций должны объединяться для спасения мира.
:)
http://uploads.ru/t/2/F/K/2FKpo.jpg

Отредактировано Inanna Pirka (2011-10-17 13:21:39)

0

2

Добрый день, Inanna Pirka
Приятно видеть вас на форуме!
Поднятая вами тема интересна.
Но у меня возникли вопросы к вам.
Почему вы полагаете, что только язычники могут спасти мир.
Это первый вопрос. Второй - как вы относитесь к другим религиям, не языческим. Скажем - к мировым религиям? С ними обьединяться не планируете?
Да, и еще один вопрос. От чего нужно спасать мир? Нуждается ли он в спасении?
С уважением, Boris

0

3

Новая статья по теме :

Викторин В.М. Горские иудеи ("джухуры") Эндиреевского княжества-бейлика и таты - григориане Мушкура в походе шамхала Адиль - Гирея 1725 г. и последующих миграциях по Северному Кавказу // Султан – Махмуд и его наследники в дагестанском историческом процессе (XVII XVIII вв.). Мат М/н. научн. конф. (Респ. Даг., г. Хасавюрт, Ин-т истории, археологии и этнографии Даг. научн. центра РАН и Администр. МО "Хасавюртовский р-н", 20 апреля 2011 г.). Гл. ред. – проф. М.-С.К. Умаханов. Сост – ли В.А. Валидов и Д.С.-А. Кидирниязов. М. – Махачкала : ООО  "Парнас". 2011 – С. 186-192

Виктор Михайлович Викторин
(г. Астрахань – доц-т вост. отд. АГУ и АФ РАНХиГС РФ)

Горские иудеи ("джухуры") Эндиреевского княжества-бейлика
и таты - григориане Мушкура
в походе шамхала Адиль - Гирея 1725 г.
и последующих миграциях по Северному Кавказу

Предельно многообразен в этническом, языковом, конфессиональном и хозяйственно-культурном отношениях, причём тесно взаимоувязан в своём настоящем и отдалённом прошлом замечательный Юг России. Весьма увлекательно, полезно и поучительно рассматривать «полиэтничную» историю «прежней» евразийской границы по рр. Куме и Тереку (теперь таковую всё чаще проводят по Главному Кавказскому хребту), в т.ч. кумыкской равнины, примыкающих предгорьев и побережья Каспийского моря.
На протяжении всего периода XVII - XVIII  вв. происходило становление «баланса» потестарно-политических сил, этносов и этногрупп на данном пространстве, при сложных  межклановых перипетиях на острие противоречий между Турцией, Ираном (Персией) и Россией (представленной здесь Астраханским воеводством, с нач. XVIII в. –  губернией).
Общая канва исторических событий данного времени в Дагестане и его северной части подробно освещена в трудах П.Г. Буткова и В.А. Потто, затем Р.М. и А.Р. Магомедовых, В.Г. Гаджиева, М.А. Османова, Н.-П.А. Сотавова и др., а также в недавней ценной статье Н.Д. Чекулаева [1].
Можно посчитать только, что отдельные документы (известные в науке и ранее) в свете наработок в отечественной и региональной истории приобретают новое звучание – с важными уточнениями и в более широком ракурсе.
Рассмотрим же некоторые аспекты сочетания у горских народов, на фундаменте местных  этнических верований, и проявлений в политике со стороны ряда религий – мусульманства, специфического местного иудаизма и христианства в армяно-григорианской форме. Их представители тесно общались друг с другом, хотя нередко оказывались в  разных, противоборствовавших лагерях.
Специфический «горский» иудаизм (самоназв. его носителей –  "джухуры") рассматривали в своих работах М.М. Ихилов, В.А. Дымшиц, М.-Р.А. Ибрагимов, М.М. Магомедханов, Ю.И. Мурзаханов, И.Г. Семёнов, Г.С. Сосунов, М.А. Членов и др. Ираноязычному (татоязычному) армяно-григорианству посвятили публикации известн. исследователь Закавказья XIX и нач. XX вв. Г.А. Эзов, а в наши дни – этносоциолог Н.Р. Маликова, дипломат Э.Э. Мустафаев, журналист Р.А. Симонян, семитолог Арм. Р. Акопян и историк миграций, обществ. деятель Арс. Аш. Акопян, педагог и журналист, краевед из г. Дербента В.М. Данилян.
К концу I-ой четв. XVIII в. нестойкое равновесие, установившееся после Персидского похода имп. Петра I, было закреплено Петербургским трактатом от 12 сентября 1723 г. с Персией и Константинопольским трактатом от 12 июня 1724 г. с Турцией, оставившими всю прибрежную территорию (как и вообще основную часть Дагестана) за Россией.   
Но 15 февраля 1725 г. в расположение российских войск (командир «Низового» корпуса вдоль побережья – ген.-м-р М.А. Матюшкин, нач. комиссариата по Тереку – ген.-м-р Г.С. Кропотов, дербентский комендант – полк. А.Т. Юнгер) вышли два жителя из христиан. сел. Гарагуртлу (Каракуртли) из области Мушкур (Мискур), в долине р. Самур южнее г. Дербента, – Арам Тер-Петросов и  Мурадхан Давыдов, сообщившие общие жалобы и доставившие письмо односельчан и жителей соседних селений (всего 12) о набеге на них отрядов «Шамхала и Исмия (т.е. умция. – В.В.)», союзников таковых [2. Цит. по: 3].
С распадом в сер. XVII в. обширного Казикумухского шамхальства в обособившихся Эндиреевском, Костековском, Аксайском княжествах (бейликах) и Тарковском шамхальстве правили родственники и последователи знаменитого властителя и политика Султан - Махмуда, сына шамхала Чопана и кабардинки Валиде. Нередко враждуя между собой за конфигурацию границ и преобладание в регионе, в критических случаях они создавали достаточно прочные коалиции.
Тарковский шамхал Адиль - Гирей б. Муртазали (был в подданстве России с 1718 г.) обращался к имп. Петру I, возвратившемуся из похода, с пожеланием вернуть под свою власть 5 деревень в Мушкуре (тех самых, крайне сложных в их истории и смешанных в этническом отношении. – В.В.), дарованных ранее ему шахом, и в конце сентября 1723 г. направил туда в набег своего сына Буди б. Адиль-Гирея [1. С. 26-29].
Получив строгий отказ императора, Адиль - Гирей направил гонцов с призывами в соседние княжества и с войском в 25 тыс. чел. (Н.Д. Чекулаев), начал боевые действия (янв. 1725 - осень 1726 гг.) против российских войск – от Терека до г. Шемахи, с захватом Мушкура.
От Эндиреевского бейлика в походе участвовали, насколько ясно, командиры отрядов Айдемир -мл. и Чуполав  (по их происх., кумыки, либо чеченцы – здешн. акинцы или же ичкерийск. нохчи ?). Но коалиция получилась гораздо обширнее. К ней присоединились уцмий Кайтага (владевший тогда и Табасараном) Ахмед - хан, ещё хахлавчи («вождь народа») Казикумуха лакец Сурхай - Чолак б. Алибек (в дальнейшем – «двухбунчужный пашá» турецкой службы) и самопровозгласившийся лезгинский бек из г. Кубы Хаджи - Дауд.
Последние двое хорошо известны своей антироссийской позицией и лишь периодической покорностью персидской короне, упомянуты как предлог для Персидской военной операции России (после самовольного взятия ими г. Шемахи 17 августа 1721 г., грабежа и убийства иностр. купцов) в «Манифесте - воззвании о вступлении в поход», опубликованном по приказу и от имени имп. Петра I .
Манифест этот был издан в походной типографии в г. Астрахани, примерно в конце июня - нач. июля 1722 г. на трёх-четырёх языках в переводе участников похода отца и сына кн. Кантемиров. Считается он первой в истории печатной тюркской брошюрой – во всяком случае, на общелитературном языке тюркû (А.Г.Каримуллин – в г. Казани, А.Х. Курсансеитова – в г. Черкесске и др.).
Насколько известно, войска Адиль - Гирей - шамхала и Ахмед - хана действовали в районе российских терских крепостей, хотя передовые отряды направлялись также (в обход г. Дербента) вдоль морского побережья. Совместно с ними действовали более многочисленные отряды  Хаджи - Дауда и Сурхай - Чолака («Зухрай в 1725 г. совершил поход в Мушкур» – И.Г. Гербер), хотя и сосредотачивались на правом фланге, у г. Шемахи, их ещё более интересовавшего.
Неслучайно армяне (и таты-григориане) отмечали в своём письме: «Пол - страны заняли войска Срхова и Хаджи - Доуда, другая половина занята войсками Шамхала и Исмия, … c 17 января вошли они в сёла,  всё захватили, разграбили, увели пленных», заявляя, что намерены получить  «… в стократном размере с вас, гявуров, за гявуров светловолосых, … чтобы не давали им сведений» [Цит. по:  3].
Особые жалобы вызвала у армяно-христианского населения жестокость воинов - «эндерийцев и горских евреев», т.е. "джухуров"  (Г.А Эзов, Р.А. Симонян). Обратим внимание особо, что данные две группы населения дважды упомянуты в документе – и притом  вместе.
Да, вообще красивой войны, как известно, не бывает. Но очень возможно, что иные, одноязычные «бонусные» возможности прямого общения нападавшей и потерпевшей сторон, как-то использовались и в рассматриваемых острых событиях конца 20-х гг. XVIII в.
Рассмотрим наметившийся конфликтно-межэтнический сюжет подробнее. Известно, что значительная колония татоязычных иудеев, выходцев из сёл Кайтага, возникла в 1618 г. в сел.  Эндирей (И.Я. Чёрный) – тогда, при Султан - Махмуде, резко повысившем свой статус как центр бейлика. В теч. XVIII в. она постоянно пополнялась (в Эндирее и соседней креп. Внезапная), распавшись в 30-80-х гг. XIX в. (И.Г. Семёнов и Г.С. Сосунов, Ю.И. Мурзаханов и Д.В. Сень, также др.) [    ].
К концу XVIII в., при новых персидских и российских походах, на север вдоль побережья двинулись дербентские и мушкурские армяне (включая ставших тюркоязычными), а также таты - григориане (похоже, особо нелюбимые шахом). Последние большими группами не менее 1 тыс. чел. каждая отмечены в г. Кизляре (Я.Ю. Потоцкий), а также в ст. Шелковской (сел. Сарапан, Сараван) и затем в будущем г. Будённовске (Святой Крест = Сурп Хач, Прикумск) как этнолингвогрупа "кегецирен". 
О периодическом общении «одноязычных»  иудаистов и христиан ("джухуров" и "кегециренов") уже в XX в. автору известно из материалов его полевых сборов. Скорее же всего, намечены в истории они были гораздо ранее. (Точно так же были возможны контакты отдалённо родственных тюрок, терекеменцев по Эндиреем и туркмен вблизи Кизляра, были возможны в. XVIII в. – во всяком случае, с 40-х по 70-е гг. Но данные о них для нас едва ли сохранились).
И дело ещё в том, что, согласно письму мушкурских христиан-григориан, жители двух их, наиболее «татских» по языку, сёл Нугди (с тат. яз. – «новое село») и Малахалил (ныне – Нюгди и Моллахалиль совсем вблизи г. Дербента) сумели первыми «освободить своих пленных и убежать» (под защиту крепости. – В.В.) – и даже приютить беженцев из других пострадавших селений [Цит. по:  3]. Имеются отд. сведения, что так они поступали неоднократно.
Уже существовала, кстати, тогда, либо была построена вскоре (к сер. XVIII  в.) часовня между Нюгди и Моллахалилем – в честь юного епископа Албании Григориса - мл. (армянина парфянского рода и внука основателя этой христиан. ветви), убитого где-то здесь, на береговом поле Ватнеан (Витневан) в нач. 30-х гг. IV в н.э. (хронист Ф. Бузанд),  при попытке крещения царства прикаспийских кочевников, булгар-маскутов, причисленного к лику святых   [4] .
В дальнейшем село Нюгди (второе его назв. – «Мушкур») стало намного крупнее, чем с. Моллахалиль – и после конфликта с турками 1728-29 гг., походов шаха Надира по 1743 г., экспансии Ага - Мохаммеда Каджара и второго Каспийского похода войск России (ген., гр. В.И. Зубов и И.В. Гудович) в самом конце века. 
Тато-григорианское население покинуло оба их в конце 1796 - нач. 1797 гг.: оно заменилось до 30-х гг. XX в. сплошь горско-иудейским – возможно, что из того же Кайтага (И.Г. Семёнов) [Ср. сюжет «два Нюгди» – 5. С. 195, 204] и ещё, судя по «мушкурскому» названию – с юга, из прилегающих районов нынешнего Азербайджана. 
Допустим вероятность, что некоторое число жителей кайтагских иудеев с родным татским языком в 1725 г. уже проживали в с. Нюгди  именно среди григориано - татов. Потому-то, кроме прочего, эта стадия конфликта и разрешилась для их соседей в более мягкой форме, чем для остальных.
Шамхал Адиль - Гирей потерпел поражение весной 1725 г. и в конце сентября 1726 г. сдался российским войскам, умер в 1732 г. в северной ссылке (П.Г. Бутков и Н.Д. Чекулаев) [1. С. 33-35].  А Хаджи - Дауд, отвергнутый персами, искал примирения с русскими, но ханом г. Шемахи стал  Сурхай - Чолак, арестовавший Дауда и выдавший его туркам [7. С. 425].
Количество горцев-иудеев в Эндирее (русск. – Андреевском) в 80-х гг. XIX в. составило 17 семей – 158 чел., в Хасавюрте, аксаевском и костековском владениях их было ещё 166 семей – 1327 чел. Остальные переселились, в основном, в слободы (колонии) г. Грозного: 199 семей – 1594 чел. и г. Нальчика: 76 семей – 335 чел. (И.Ш. Анисимов) [См.: 6. С. 152-153, ср.: 5. С. 212-214].
Дальнейшее расселение горских иудеев, "джухуров" Эндирея и окрестностей (в основном, но не только отсюда) было, действительно, очень широком. Миграции их, как и тато-григориан Кизляра и Будённовска ("кегецирен"), происходили по всему Югу России – «от Астрахани до Анапы» (ср. статьи отца и сына, В.Ф. и Б.В. Миллеров). Но эти события XIX - нач. XX вв. – предмет уже другого исследования.

Итак, весьма яркая и красочная, полиэтничная и многоконфессиональная картина севера Дагестана ещё более усложнялась в политических перипетиях XVIII в. Перемены в ней отразились затем и на всём пространстве Северного Кавказа и Юга России в целом.
Притом столкновения властителей могли не абсолютно влиять на контакты вовлечённого населения. Этномиграции же на этой территории, можно считать, обычно сперва лишь только намечались  небольшими группами – и могли разворачиваться массово лишь несколькими десятилетиями после того.    _____________________________

ИСТОЧНИКИ  И  ЛИТЕРАТУРА
1. Чекулаев Н.Д. Разрыв шамхала Адиль - Гирея с русскими властями: его причины и последствия // Вестник Ин-та истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН. № 1. Махачкала, 2006. С. 26-36
2. Эзов Г.А. Сношения Петра Великого с армянским народом. СПб., 1892. С. 415-418
3. Симонян Р.А. Едесия - Эдиссия: историко-этнографич. очерк (к 200-летию создания села). Мин. Воды: Типогр. изд-ва  "Кавказск. здравница", 1998. С. 35-37
4. Данилян В.М. «В окрестностях села Нюгди [Дербент. р-на] продолжается реставрация старой армянской церкви [св. Григориса] …» // Репортаж прогр. «Новости» РТВК «Дагестан» (эфир 19 марта 2009 г., 17.10), Электрон. ресурс: сайт wwwrgvktv.ru/open_news/obshestvo
5. Семёнов И.Г. Очерк истории и географии расселения горских евреев. – В изд.: Сосунов Г.С. Еврейские памятники Восточного Кавказа.  Монография-альбом. Махачкала: [Дербентск. благотворит. фонд "Имид"],  2007. С. 180-215
6. Горские евреи: история, этнография, культура. Монография. Сост. и научн. ред. В.А. Дымшиц. М. - Иерусалим: Изд-во «Знание» / "ДААТ", 1999. С. 62-63, 170 и др.
7. История Дагестана с древнейших времён до наших дней. Т. I – История Дагестана … до XX века. Отв. ред. А.И. Османов. М.: Наука. 2004. С. 305-307, 419-427.

0

4

Inanna Pirka написал(а):

Что вы об этом думаете?
Вот, например, мы - последователи синтоизма, но нам интересно общаться с разными другими языческими (и не только языческими) традициями: обмениваться идеями и проводить совместные ритуалы. Например, в прошлом году мы познакомились с викканами, им было интересно узнать про нас, а нам про них, и мы даже провели один совместный синто-викканский ритуал.
Я думаю, что язычники всего мира, язычники всех традиций должны объединяться для спасения мира.

Отредактировано Inanna Pirka (2011-10-17 12:21:39)

прошу прощение, не слишком осведомлен, что такое синтоизм, какие вы  проводите ритуалы и вашего понимания мира, но насколько мне известно это Японская традиция(?). Вы хорошо пишете по-русски, а какое отношение вы имеете к Японии?
Интересно. что вы подразумеваете под обменом идеями?
объединение язычников? верите?

0


Вы здесь » Религионавтика - для всех! » Форум межконфессионального общения » Общение различных языческих традиций