Василий написал(а):А если догматы прямо противоположны здравому смыслу, каким опытом они порождены?
Я имею ввиду (да простят меня христиане) девственность Девы Марии после рождения Христа. И им подобные.
Думаю, что вопрос о догматах не слишком интересен и ничего не дает для духовного развития. Все-таки догматы - это учреждение человеческое, их необходимость продиктована свойствами человеческого общества. Я бы предпочел говорить об истинах, часть которых зафиксирована в догматах. Это гораздо полезнее. Но если ты хочешь говорить о догматах - давай разбираться. Тут нужно разбираться с каждым конкретным случаем.
Первое: должен ли догмат обязательно соответствовать здравому смыслу? Опять же вопрос определения. Что такое - здравый смысл? В общепринятом значении это результат повседневного (бытового), т.е. земного опыта обычного человека (не ученого). С точки зрения здравого смысла некогда люди утверждали, что земля плоская, что она неподвижная и что солнце движется вокруг нее. И с этим спорить трудно, потому что непосредственный опыт действительно именно об этом нам и говорит - и тогда и сегодня. И когда ученые на основании своих методов установили совсем другую картину мира, она оказалась полностью противоположной здравому смыслу. Но нам пришлось, несмотря на это, принять эту новую картину мира, потому что она оказалась верной, и на нее можно опираться на практике - только уже не повседневной (той достаточно бы и плоской земли), а выходящей за рамки опыта обычного человека (все-таки космонавтов гораздо меньше, чем комбайнеров, а комбайнеры пашут плоскую землю). Вот что такое здравый смысл.
А что такое догмат? В основном значении это результат фиксации знания, полученного от Бога, из духовного мира, который во всем противоположен физическому. Должен ли такой догмат обязательно соответствовать повседневному опыту обычного человека, если даже земная же наука и та ему не соответствует? Думаю, что это вовсе не обязательно. Редко какой человек имеет дело непосредственно с Абсолютом, зато с его отдельными проявлениями сталкиваются все. Из этого здравый смысл выводит заключение, что могущественных сил - богов много. А догмат говорит обратное: Бог - один. Противоречие? - Да. Ну и что? Для этого, собственно, и приходится вводить догмат, чтобы даже тот, кто не понимает истины, был обязан ее признавать. Как раньше говорили - ты сначала выйди замуж, а потом и полюбишь.
Второе. кто что подразумевает под догматом? Если какой-нибудь чудак или какая-то маргинальная группа выскажет какое-то положение и назовет его догматом (как например, ивановцы учредили догмат о том, что Порфирий Иванов есть Бог), то это положение не следует ставить в один ряд, например, с догматом о единстве Бога, несмотря на то, что названия одинаковы. Это просто неправильное применение термина. А такие вещи случаются. Католическая церковь, например, посчитала себя единственной законной преемницей первоначальной церкви, присвоив и все прерогативы церкви, в т.ч. принимать догматы. И после этого начала объявлять догматами всякие странные положения, не имеющие отношения к христианству. Причем это этот процесс происходил уже достаточно поздно, в основном в 19 веке. Тут и догмат о непорочном зачатии Девы Марии, и догмат о непогрешимости папы и другие подобные. Но эти утверждения не являются догматами, несмотря на то, что католики их так называют. Догматы христианства принимались на вселенских соборах в Никее и Константинополе. Они все изложены в Символе веры. Все остальное, кто чего напридумал - это частные мнения самих придумщиков, а не догматы.
Третье. Догматы - институция человеческая, они принимаются людьми и для людей. Поэтому они могут быть и ошибочным. В общем виде можно сказать, что догматы могут как содержать истину, полученную от Бога, так и толкования этой истины, частные выводы из нее, а так же частные мнения отдельных людей или их групп. И как с каждым человеческим творчеством с ними нужно еще разбираться, а не принимать на веру некритически.
P.S. Похоже, что эти рассуждения уже далеко удалились от вопроса темы. Применительно к теме можно утверждать вполне определенно: буддизм такая же религия, как все остальные, со всеми присущими всякой религии достоинствами и недостатками.
Отредактировано Odissey (2009-11-01 11:57:35)