Семь дней пребывал просветленный, ставший буддой Гаутама у дерева познания. Семь дней под смоковницею пребывал он в размышлениях и раздумьи. Что делать с истинами, только что явленными ему? Открыть ли их людям? Поймут ли они новое учение?
Человеку, живущему только земными желаниями, находящему в них свое прибежище и свое наслаждение, будет трудно понять учение о причинности, цепь причин и следствий.
Все это трудно, но еще труднее понять людям отречение от всего земного, прекращение желания. Если им возвестить об угашении желаний – никто не поймет проповедника, он даром потратит свой труд.
И Будда изрек самому себе: Зачем открывать миру то, что я приобрел тяжелой борьбой? Истина остается скрытой от того, кого наполняет желанье и ненависть; трудна она, таинственна, скрыта от грубого ума. Её не может созерцать тот, ум которого омрачен земными желаниями.
Но сколько несчастных страдают на этой земле, пребывая в невежестве, усугубляя свои мучения неподобающими делами. Кто укажет им путь к спасению? Кто просветит их?
Мы знаем путь, который избрал Будда. Но то - Будда! А каково ваше личное мнение относительно самого себя: что важнее - обрести личное избавление от страданий, достичь нирваны, - или, отказаться от этого ради того, чтобы помочь другому человеку до конца пройти святой восьмеричный путь? Как бы Вы сами поступили, если бы прямо сейчас испытали просветление?