В Авесте, священной книге зороастризма, упоминается Хаома (Хом) (например, "Хом-Яшт", "Ясна",9) упоминается Хаома, который интерпретируется то как священный напиток, то как божество, персонифицирующее этот напиток, то как растение, из которого он изготовлялся.
Насколько мне известно, культ Хаома относится к древнеиранской (до-зороастрийской) религии, и поначалу он был оствергнут Заратуштрой, но впоследствии все-таки стал частью зороастризма (раз уж упоминается в священных книгах) и использовался в отправлении обрядов.
При этом доподлинно известно, что тот же самый культ под именем Сомы существовал (и существует) в ведической религии индусов, которая вроде бы никогда его и не отвергала, он был там с самого начала. Это может косвенно свидетельствовать в пользу большей древности ведизма.
В связи с этим возникают вопросы:
- как современные зороастрийцы относятся к культу Хаомы? Продолжают ли совершать обряды, связанные с использованием этого напитка и почитать соответствующее божество?
- из каких соображений Зороастр отвергал культ Хаомы?
- каким образом этот культ все-таки проник впоследствии в зороастризм?
Хаома
Сообщений 1 страница 14 из 14
Поделиться12009-09-18 06:54:21
Поделиться22009-09-21 03:53:54
из каких соображений Зороастр отвергал культ Хаомы?
Очевидно по тем же причинам, по которым впоследствии осуждалось злоупотребление спиртными напитками. А именно, хаома напиток дурманящий, содержит экстракт эфедры, а в нём эфедрин. Эфедрин сам по себе и не наркотик, строго говоря. Но при частом и неумеренном употреблении происходят следующие вещи:
а) Расстройства сна и психики. (потому во времена Заратуштры хаома была любима разными колдунами и прочими фриками, которых искоренял Пророк)
б) Серьёзные нарушения в работе сердечно-сосудистой системы.
Эти последствия были очевидны Заратуштре, потому он и был против НЕУМЕРЕННОГО употребления хаомы. Согласитесь, пить хаому литрами по поводу и без повода это совсем нехорошо. Употребление с ритуальными целями совсем другое дело. А именно в ритуальных целях, понемногу, и используется хаома в зороастризме.
- каким образом этот культ все-таки проник впоследствии в зороастризм?
Ну, культа хаомы в зороастризме небыло и нет Хаома, исторически, просто такой хмельной напиток арийский (типа кофе и пива современных), которому некоторые мутные колдуны того времени приписывали всякие свойства мистические. Судя по тому, что лица злоупотреблявшие хаомой были широко распространены во времена Пророка, можно предположить что то или иное отношение к хаоме было у вероучения изначально.
Поделиться32009-09-21 19:41:53
Уважаемый Йездигерд!
Не претендуя на хорошее знание зороастризма, все-таки не могу согласиться с некоторыми Вашими утверждениями, главным образом с этим:
культа хаомы в зороастризме небыло и нет
Вот описание обряда Ясны, из которого совершенно очевидно, что хаома была центральным элементом обряда. Без нее этот обряд вообще трудно себе представить:
В идеальном случае Ясна совершается восемью мобедами, у каждого из которых свои обязанности в этом действе:
1. Хаванан – мобед, выжимающий хаому
2. Атеравахша – мобед, зажигающий огонь
3. Фраберетар – мобед, подносящий дары
4. Аберета – мобед, держащий дары, помощник
5. Аснатар – мобед, омывающий хаому
6. Раэтвишкар – мобед, смешивающий хаому с водой и молоком.
7. Сраошавареза – мобед-контролер, следящий за правильностью совершения ритуала и исправляющий ошибки.
8. Заотар – центральная фигура Ясны – мобед, возлияющий хаому на огонь, он же произносит основную часть текста.
Основное действие Ясны – возлияние (заотра) приготовленного парахома (сока хаомы, смешанного с молоком) на Огонь. Ясна совершается не там, где поддерживается Священный Огонь, а в другом помещении, куда переносится заженный от Огня алтарь.
Для Ясны готовится вода (перс. аб) из источника, баресман/барсом – пучок веточек тамариска (заменяется металлическими прутиками), перевязь барсома (аивьянгха) из растительных волокон, росток граната (хаданаэпата/анар), молоко – доится мобедом у коровы, при этом мобед повернут лицом к югу, а корова обращена к востоку, топленое масло, хлеб (дрон) – лепешка с девятью насечками.
Далее готовится парахум: стебли хаомы (эфедры) толкутся пестиком в ступке вместе с ростками граната, затем добавляется вода. Сок отцеживается через сито из волосков, взятых у белого быка. Начинается чтение текстов Ясны.
Насчет культа Хаомы как божества - я поместил текст Хом-Яшта в разделе Зороастрийские источники. Из этого текста очевидно, что Хаома почитался в зороастризме как божество, причем божество не последнего разряда.
Или я чего-то не понимаю, или Вы даете недостоверную информацию. Прошу разъяснить.
Отредактировано Agador (2009-09-21 19:42:37)
Поделиться42009-09-22 04:34:56
Хаома почитался в зороастризме как божество, причем божество не последнего разряда.
Или я чего-то не понимаю, или Вы даете недостоверную информацию. Прошу разъяснить.
Бог в зороастризме ОДИН - Ахура Мазда. В зороастризме нет пантеона, нет святых и т.п. атрибутов язычества. Потому, Хаома это ни разу не божество, это всего лишь символический ритуальный напиток.
Поделиться52009-09-22 07:31:07
Йездигерд, извините, конечно, но все-таки что-то не то. Если это всего лишь напиток - с кем тогда разговаривал Заратуштра в следующих фрагментах священного текста:
Хаома пришел к Заратуштре,
огонь очищающему,
Гаты распевающему.
И спросил его Заратуштра: "Кто ты, о муж,
прекраснейший из всего мира плотского,
которого я когда-либо видел
за свою жизнь, солнечную, бессмертную?"
…
О такой первой просьбе тебя,
о Хаома, я молю, о удаляющий смерть, -
о Наилучшем Мире праведных,
светлом, всеблаженном.
О такой второй просьбе тебя,
о Хаома, я молю, о удаляющий смерть, -
о здоровье этого тела.
О такой третьей просьбе тебя,
о Хаома, я молю, о удаляющий смерть, -
о долгой жизни дыхания.
…
Хаома! Владыка дома, владыка села, владыка племени, владыка страны, владыка освящающей мудрости! Ради силы и победоносности тебя я воззываю к себе и своему телу, ради процветания, дарующего осовбождение многим.
С кем здесь разговаривает Заратуштра? Кого он называет мужем прекраснейшим? кому призывает поклониться? к кому обращается с просьбами? кого называет владыкой страны и владыкой мудрости? - неужели к пьянящему напитку?
Отредактировано Agador (2009-09-22 21:42:04)
Поделиться62009-09-24 08:35:46
С кем здесь разговаривает Заратуштра? Кого он называет мужем прекраснейшим?
На сегодняшний момент хаома это именно ритуальный напиток. Это не бог и не объект поклонения.
В целом так, предлагаю подождать более авторитетного человека, из Русского Анджомана, и наверняка он уж точно разъяснит этот момент.
Поделиться72009-09-24 09:04:31
Йездигерд, согласен, подождем. А как Вы думаете, может быть дело в том, что религии все-таки со временем претерпевают некоторые изменения? Например, иудеи открыто говорят, что современный иудаизм весьма далеко ушел от религии Торы и Моисея. Может быть, и в зороастризме что-то поменялось. Во всяком случае, в обрядовой части.
Поделиться82009-09-24 11:14:39
А как Вы думаете, может быть дело в том, что религии все-таки со временем претерпевают некоторые изменения?
Всё может быть
Нынешний ортодоксальный зороастризм в России всё же больше нацелен на понимание сущности вероучения, а не на дотошное исполнение обрядов. Произошло этакое своеобразное аджорнаменто. Причём в России ещё более строго, чем в Америке например. В Америке торгуют предметами культа, разрешают аборты (на определённом сроке только). У нас же даже Сэдре Пуши по "упрощёнке" (т.е. когда обряд проводит не мобад, а наиболее авторитетный местный бехдин) пройти пока никак нельзя, надо ждать приезда мобада из Ирана и лично ехать к нему на собеседование. Однако, таким образом обеспечивается легитимность. Т.е. любой российский зороастриец прошедший Сэдре Пуши является самым настоящим зартошти (тут настоящий следует понимать в первую очередь как "по закону"). Хотелось бы конечно, чтобы и в этом вопросе возникли послабления, чтобы сформировалась наша, российская школа священническая. А то понимаешь ли, в США аборты разрешают, а у нас требуют чтоб всё строго по древнему канону Ну, будем надеяться что ситуация изменится и уже через десяток лет в России появятся свои собственные мобады, дастуры .
Поделиться92009-09-24 12:54:00
Йездигерд, вопрос не такой простой. С одной стороны, действительно, географические сложности нужно преодолевать - все-таки нынешний мир гораздо больше того, что был в древности. Тем более, что Россия все-таки имеет право иметь собственные религиозные органы, ведь славяне имеют арийское происхождение...
Но с другой... Вот живой пример - Русская православная церковь. Она тоже в свое время отделилась от Царьграда - из тех же самых соображений, о которых Вы говорите. Но после отделения стала в оппозицию к остальному христианству, и вообще превратилась в коммерческую структуру, пользуясь своей бесконтрольностью. Даже мусульманство (его официальные органы) в России ведет себя более скромно...
Короче, как доходит до конкретики, появляется масса вопросов и сложностей. А тут я не специалист, поэтому мое мнение ничего не стоит. Меня больше интересует теоретическая часть религии и ее взаимоотношение с другими.
Вот такой вопрос возник. Скажем, иудеи относятся к Иисусу как к еретику и самозванцу. Мусульмане почитают его как пророка и мудреца, но отрицают его божественность. Буддисты считают его перевоплощением Будды, а индуисты - аватарой бога Вишну.
А как зороастризм воспринимает таких религиозных деятелей, как Моисей, Иисус, Будда, Мухаммед? Или они ничем не выделяются среди обычных людей?
Поделиться102009-09-24 21:54:16
За Моисея и Будду не скажу, как-то не получалось обсуждать их персоны по серьёзному среди единоверцев. А вот остальных, Мухаммеда, Иисуса, это можно.
Оба были людьми, не пророками, нет. Иисус в общем то исходил с правильных позиций, но по итогу учение его вышло с многими недочётами и не содержит Истины в полной мере. С Мухаммедом сложнее. Он и его учение являются злейшими врагами Благой Веры изначально, да, кое какая Истина в исламе есть, но в целом это чуть ли не Ахримановское учение.
Вот так, ислам, христианство, иудаизм, буддизм хоть и содержат местами верные утверждения по частным вопросам, но в целом исходят из неверного посыла.
Поделиться112009-09-24 22:29:48
Йездигерд, весьма интересное мнение. А в чем вы видите неверный посыл? В отрицании дуализма? Или в чем-то другом?
Поделиться122009-09-25 03:10:45
А в чем вы видите неверный посыл? В отрицании дуализма? Или в чем-то другом?
Собственно да, в семитских религиях бог является источником всего-всего, как добра, так и зла. С зороастрийской точки зрения такой бог это чрезвычайно мутное существо. В зороастризме бог источник только добра, блага и ничего более. Зло - удел Ахримана, за что он и подлежит уничтожению со своими пособниками.
Буддизм призывает концентрироваться на самосовершенствовании, которое заключается в т.ч. в отказе от активной жизненной позиции. Цель этого самосовершенствования совершенно бессмысленна для зороастрийца - прервать цепь перевоплощений. А вот этой то цепи перевоплощений как раз и нет. И смысл тогда буддизм не имеет никакого.
Таким образом, что в семитских религиях, что в буддизме мы видим изначально неверный посыл, а из него и проистекают все остальные несуразности.
Поделиться132009-10-08 23:33:35
Цель этого самосовершенствования совершенно бессмысленна для зороастрийца - прервать цепь перевоплощений. А вот этой то цепи перевоплощений как раз и нет. И смысл тогда буддизм не имеет никакого.
Вот это верно сказано. Смысла - никакого.
Зло - удел Ахримана, за что он и подлежит уничтожению со своими пособниками.
Так ведь и в христианстве есть такой персонаж, и он тоже подлежит уничтожению. Разница тут скорее в вопросе логики. Ну смотри: мы считаем, что Сатана был сотворен Богом. А то, что было сотворено (или рождено) - непременно когда-нибудь должно умереть или уничтожиться. Это логично. Но если бы Сатана существовал всегда, не был бы сотворен Богом, так его и уничтожить невозможно: что вечно - то не уничтожимо в принципе. Как существо, равное по происхождению Богу, может стать вдруг не равным ему в отношении своей конечности? Где тут логика?
Отредактировано scotman (2009-10-08 23:34:41)
Поделиться142009-10-09 19:54:27
Логика только в одном: тот кто всё время разрушает - не может победить по определению.