Cобственно, все главные слова уже сказаны.
Doom написал(а):Для вас чудо, а для других вряд ли..
Василий написал(а):то чудо исключительно для меня.
Первым делом надо разделить субъективное и объективное. Субъективно, для самого себя, каждый может считать чудом все, что ему захочется. Например: "Яблони в цвету - какое чудо!" И спорить с этим невозможно, потому что для человека это действительно чудо, и никто его не убедит в обратном. Это дело веры, точно.
НО! Стоит только от индивидуального уровня перейти к межличностному, сразу начинаются проблемы. Обязательно найдется тот, кто скажет: "Какое ж это чудо - яблони в цвету? Что с них пользы? Вот когда созрел урожай тех яблок, и с них испекли вкусную шарлотку - вот это чудо!". И попробуй егог переубеди - он ведь имеет не менее прав так заявлять, чем первый. А потом придет третий и скажет: "Фигня эти ваши яблоки и шарлотка! Чудо - это яблочный кальвадос (или сидр, или "Плодово-ягодное вино", и т.д.). И он тоже будет прав!
И вот эти люди потом встречаются на форуме, и начинают ожесточенно спорить. Вплоть до взаимных оскорблений, угроз и драки. Вот так из вполне невинного утверждения и невинного допущения личной правоты, возникает совершенно безвыходная ситуация. В истории результатом таких ситуаций бывали войны, геноцид, и прочие милые явления.
В чем же причина такого развития событий?
И к бабке не ходи - в субъективности.
Значит, учитывая общественный характер бытия человека, мы должны (если хотим понимания - раз, если хотим избежать описанной выше тупиковой ситуации - два) давать явлению объективное толкование, приемлемое для других, с которым бы согласилось хотя бы большинство.
С объективной точки зрения чудом не может считаться ВСЁ, что воспринимается таковым на субъективном уровне. А только то, что так же воспринимается другими. Например, в Японии утверждение "сакура в цвету - это чудо" имеет объективный характер, с этим вряд ли кто-то осмелится спорить, - иначе его отнесут к меньшинствам.
Итак, мы установили, что рассматривать явления в публичном месте лучше все-таки объективно.
А теперь возникает следующий вопрос:
Boris написал(а):Смотря что называть чудом.
Очень правильный вопрос! Потому что даже пытаясь говорить объективно, мы невольно проецируем свое субъективное понимание на обсуждаемый предмет, то есть понимаем его по своему. Ну и дальше - неизбежно повторится история, описанная выше. Поэтому прежде чем выносить суждение, нужно дать определение обсуждаемому предмету, договориться, что мы будем под ним подразумевать.
Очень часто приходится слышать: Зачем эти определения? Кому они нужны? Определяя предмет, мы тем самым уже заведомо интерпретируем его! - и т.д. и т.п.
Эти возражения - плод незрелого ума. Ответить на них легко. Мы определяем предмет обсуждения для того, чтобы наше обсуждение не стало беспредметным. Потому что беспредметный разговор - это просто светский трёп, в котором не важно, что говорится, а важно кто это говорит и как он это говорит. А это - особый жанр общения, так сказать, на любителя. Можно, конечно, и таким образом время убивать - но это у кого его слишком много. Но никакого знания таким образом не приобретается.
В определении нуждаются даже казалось бы простые вещи. Например, чего проще - "стол". Чего его определять? И так все знают, что это такое. Но давайте, разъясните смысл такого высказывания: "Иван сел на стол". То ли Иван хам и невежда и не знает, как себя вести, то ли произошел акт престолонаследования, и народ получил нового царя. Так что даже тут нужно определение. А что касается таких сложных и абстрактных понятий, как чудо, вера, совершенствование, зло и т.д. - тут оно совершенно необходимо.
Итак, рассматривая любой предмет, следует начинать с двух простых вещей:
- избегать субъективных оценок и субъективного подхода;
- договориться об определении.
При помощи этих несложных операций можно постичь если не любую, то очень многие вещи. Думаю, как раз чудо - из таких вещей. Предлагаю обкатать предложенную технологию на этом понятии.
Отредактировано Odissey (2009-09-27 10:07:00)