Викторин В.М. Славяно - иудейские тенденции в переселениях и этноконфессиоконтактах по границам Астраханского края (конец XVIII - XX вв.) // Астраханские краеведческие чтения. Сб. ст. Вып. I – Материалы межрегион. научн. конф. (г. Астрахань, 18-19 мая 2009 г.). Отв. ред. доц. А.А. Курапов. – Астрахань: Изд-во Ром. Вас. Сорокина [и Мин. культ. Астр. обл., ОГУК «Астр. гос. объед. музей-заповедник», НИИ Касп. моря]. 2009 – С. 179-185. Секция: «Социокультурное взаимодействие народов Астраханского края в XVI - XXI вв.».
Подготовил, что стало известно, Виктор Михайлович Викторин, канд. историч. наук. Астраханский гос. университет, отд. восточных языков, доц-т. Руководитель НИЦ этнополитики и пред. Научного Совета краеведов (Астраханская область)
СЛАВЯНО - ИУДЕЙСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ
В ПЕРЕСЕЛЕНИЯХ И ЭТНОКОНФЕССИОКОНТАКТАХ
ПО ГРАНИЦАМ АСТРАХАНСКОГО КРАЯ
(КОНЕЦ XVIII - XX ВВ.)
В.М. Викторин
Неоднократно в восточно-славянском православии различных местностей России возникали сектантско-синкретические устремления к исходному единобожию Моисея с признанием приоритета иудаизма над христианством. Достаточно вспомнить активное, хотя краткое и более в «верхушке» общества, рационально-критическое направление «схариатов» («жидовствующих») в Новгороде Великом с 70-х гг. XV в. по самое нач. XVI в. Это любопытное русское «иудействование» («иудеянство») воспроизводилось и позже, причём как тенденция – без видимой связи с предшествовавшими ему в истории однотипными явлениями.
Так, сильное народное, протестное движение и сразу ряд крупных сект «иудеян», именуемых также «духовными христианами», возникло с сер. XVIII в. среди государственных крестьян (а затем и среди крепостных, беглых), центрочерноземья России, тогдашней Воронежской губ. с Тамбовской провинцией – русских, здешней ветви украинцев, частью обрусевшей низовой мордвы-эрзи по притокам Дона (междуречью Хопра и Вороны).
Так, в 1750-65 гг. в Борисоглебском уезде возникла «сектантская ересь» крестьянина Семёна Уклеина, получившая затем название «молоканства». А в 70-80-х гг. XVIII в. чуть южнее, под Воронежем, от этих молокан - «воскресников» отделились молокане - «субботники» во главе с крестьянином Семёном Довлатовым. И те, и другие стремились следовать «Моисееву Закону», давали детям ветхозаветные имена, имели значимые для них предания о «земле Сионской», практиковали протяжное многоголосье псалмов. Но первые продолжали почитать Иисуса Христа - Спасителя, вторые же – принимали его лишь как человека (т.н. «ликоотрицание»), ожидая прихода нового Мессии («своего Царя»).
В результате репрессий, начавшихся с 90-х гг. XVIII в., многие «иудеяне» разлучались с детьми, выселялись в Приазовье, а затем, с 30-40-х гг. XIX в. – переводились в Закавказье (и там их потомки жили до посл. вр.): на терр. нынешней Армении (у оз. Севан), почти по всему простр-ву Азербайджана и отд. островками в Грузии. Другие бежали в соседнюю Саратовской губ., за Волгу, вплоть до Самары и Оренбурга, в калмыцкие и казахские степи .
Кроме первичного переселения в самом конце XVIII в. сильной и затронувшей, похоже, все направления, была вторая миграция субботников из-под Воронежа в 1835 г. (от ссылки на Кавказ?), отдельно отмечаемая С.Л. Львовым (7 : 50 и сн. 12). Пункт исхода их был единым – неск. сёл в Тамбовской губерн. и Воронежском намест-ве, утверждённых в 1796 г., в нынешних местах Калачеевского и Таловского р-нов Воронежской обл. на границе с Волгоградской (междуречье Битюга и Хопра). Как минимум, двумя путями достигали переселенцы и Астраханской губ. («верховая» под Царицыным и Царевом и «низовая» в сев.-зап. Прикаспии группы, едва ли последоват. связанные, в своём образован., друг с другом).
Неоднократно была рассмотрена, освещалась в науке и публицистике проблема русского крестьянского «иудеянства» по стране (С.В. Максимов, А.И. Клибанов, В.И. Козлов, А.А. Панченко, М.А. Членов, В.О. Дымшиц, М.С. Куповецкий, А.Л. Львов и А.Л. Чернина, мн. др.), в Закавказье (В.В. Верещагин, О.Д. Комарова и А.П. Павленко, В.В. Степанов, А.П. Павленко, Е.Н. Разумовский, А.Н. Ямсков, о мордве – Н.Ф. Мокшин, Е.И. Динес и Е.И. Арыскина, мн. др.), на севере Астраханского края (А.Л. Львов и Л.В. Наместникова, А.В. Саввин, В.М. Викторин), в его юго-западной части (Э.П. Бакаева, А.Р. Бимбад, М.М. Каспина и др.), эмигрантов отсюда в Палестину и их потомков (В.В. Варламова и В.В. Сабешкина, З.Е. Гельман, В.А. Дымшиц, А.Л. Львов, М.Е. Перельман, А.Я. Шульман и др.).
Когда состоялась передача в 1850 г. Царевского уезда (под Царицыным) из Саратовской губ. в Астраханскую, то здесь обнаружилось многочисленное и компактное население славян - «субботников» (а 10 лет спустя – уже с их немалыми внутренними различиями в толке веры), распространивших вскоре своё влияние и на соседний, Черноярский уезд Астраханской губ.
Власти разрешали такую миграцию (сохранились в архивах письм. предписания), но «отказ от православия», тем более, в организованной форме, в тот момент и позже стремились пресечь. Но новые жители неизбежно общались и сближались с иудеями, евреями-ашкеназами г. Царицына, чья община разными путями и понемногу возрастала, к которым переселенцы первое время тяготели ограниченно. Притом признавали, как и в контактах с православными, лишь Ветхий Завет, письменную Тору - Танах (но никак не Евангелие, либо Талмуд).
Возможно, и не случайно, что на землях, в древности (VII - X вв.) входивших в Хазарский каганат, они обращались именно к «караимству» – особому варианту раннего иудаизма с абсолют. превосходством «Пятикнижья» - Торы. Караимство возникло на рубеже VIII - IX вв. в иудейской общине Багдада и распространилось, конфликтуя с ортодоксальным «раввинизмом», по берегам Средиземного моря и в Крыму (отсюда в XIV в. попав с пленными и служ. мигрантами в Литву). В Крыму и Литве возник особый этнос «тюрки - караимы», с которыми русские Нижневолжья, тяготевшие к их форме религии, стремились установить связи.
Самих караимов - тюрок большинство учёных (А.С. Фиркович - Абен Решеф, астраханец В.Д. Смирнов, А.Я. Гаркави, В.В. Григорьев, А.Н. Самойлович, С.М. Шапшал, А.А. и В.А. Зайончковские, С.А. Плетнёва и др.) производят именно от хазар, верхушка которых, с центром на Нижней Волге, именно в VIII в. восприняла для себя, редкостным коллективным «новообращением», весьма нетипичный иудаизм (иногда допускают истоки иных караимских родов также от браков приезжавших в эти сев. края иудеев-евреев с тюркскими женщинами).
Начиная с 1865 г., в теч. след. 10-и лет, от «молокан - караимов» (так в док-тах того времени) под Царицыным отпочковались субботники - талмудисты. Они и в вероучении, и даже внешне (одеждой, причёской, поведением) стремились подражать евреям. Предметом их большой гордости были «книжечки» (А.Л. Львов) – иудейск. богослужебная лит-ра, изданная на русск. яз. Со своей стороны, евреи-ашкенази сами дистанцировались от тяготевших к иудаизму славян, именуя их «прозелитами, обращёнными»: "гэйрим" (семит., евр.-араб. «чужие»), чаще, и в совр. употр., – "геры" .
Здешние светские и духовные власти, правосл. обществ. круги – Астраханский губернатор и полиция, архиерей и консистория, а также Епархиальное и Кирилло-Мефодиевское (миссионерск. и духовно-просветит.) об-ва – осуждали «уклонение и отпадение» от православия, прямо с сер. XIX в. старались всячески повлиять на сектантов. Особенно когда (после отмены крепост. права) всё более проявлялось малоземелье в сельских местностях и резко возросла подвижность населения, и ещё с 80-х гг., когда наметились объединение субботников - караимов и талмудистов - в сплочённые общины, а у последних – ещё и стремление эмигрировать в Палестину.
С ростом престижности среди таковых изучения иудаизма последовал в 90-х гг. XIX в. запрет принимать в еврейские школы г. Царицына «детей православных родителей и сектантов». А караимам, уже в самом нач. XX в., (при наличии учеб. пособия Фирковичей, см. далее), препятствовали в открытии на Цареве своего учебн. заведения.
Численность субботников обеих ветвей значительно возрастала – за счёт воронежских переселенцев и присоединявшихся местных уроженцев («припавших»), многодетных семей тех и других. Причём караимы, насколько ясно из статистики, группировались в Царевском уезде (пос. Царев, Пришиб), а «талмудисты» южнее – в уезде Черноярском (с. Солодники и др.). Согласно Всероссийской переписи 1897 г. (А.Л. Львов), «караимами» себя назвали 400 чел. с небольш. в Царевском уезде, а из 450 чел. обозначившихся «евреями» (но без знания еврейского яз.!), ¾ проживали в Черонярском уезде и ¼ - в Царевском (7 : 70-71).
Нижневолжские караимы - славяне, усиленно подчёркивая своё «нееврейство», стремились распространить на себя льготы, установленные царскими властями в 1881-96 гг. для тюрок - караимов и теснее общаться с ними. Такая либерализация была отражена в Своде законов Росс. имп. от 1896 г. и Циркуляре МВД по Департаменту дух. дел, П.А. Столыпина и А.Н. Харузина, № 3027 от 5 апреля 1910 г., где определялось, что даются «караимам все права, предоставляемые русским подданным, и ограничения, поставленные относительно евреев, не должны быть применяемы к караимам» (13 : 24). Другое дело, что караимы-тюрки интересовались единоверцами из православных, но на тесный контакт с ними, кроме эпизодических, не шли.
Так, И.Н. Фирковичем, видным краеведом в г. Вильно, тюрком из Литвы, для царевских караимов было переведено и издано в 1892 г. … в г. Царицыне (Типогр. Е.Н. Фёдорова) пособие «гахама и гл. учителя караимов А.С. Фирковича» под назв. «Порядок молитв для караимов, составленный вкратце» (171 с.). (13 : 128-129, 448). Полицейское изъятие этих «незаконных книг сектантов» (47 экз.) было произведено, невзирая на их активные протесты, в 1893-94 гг. Другое дело, что этот «Порядок молитв» вскоре был переиздан (видимо, в связи с актом от 1896 г.) там же (Типогр. Е.Н. Фёдоровой) в 1901 г.
Сюжет о «молитвеннике А.С. Фирковича», немало заинтересовавший автора данной статьи при его работе в Гос. архиве Астрахан. обл., теперь рассмотрен детально А.Л. Львовым. Кстати, ему в эксп. 2002 г. (совм. с докт. филос. наук. Л.В. Наместниковой из ВолГУ), в г. Ленинске Волгоград. обл. (вблизи пос. Царев и золотоорд. городища «Сарай-Берке, Новый Сарай») потомки караимов подарили, по редкостно счастливому случаю, почти полный экз., похоже, той самой книги, хотя, очевидно, в переиздании от 1901 г. (7 : 48-73). Притом на Первый общекараимский съезд в г. Евпатории при гахаме Таврии Самуиле Моисеевиче Панпулове (1879-1911) караимы - славяне Нижневолжья приглашены не были. Хотя к тому и весьма стремились.
А вот субботники - талмудисты установили совсем иные контакты – с крупнейшими предпринимателями, братьями, баронами из Франции Альфонсом (1827-1905) и Эдмоном (1845-1934) де Ротштльдами. Первый из них с 70-х гг. XIX в. работал на ж.д. строит-ве в г. Батуми, а с мая 1883 г. возглавлял Каспийско - Черноморское нефтепромышленное и торговое об-во (с центром в г. Баку), второй же с 1889-92 гг. основал Палестинский совет Еврейского колонизационного об-ва барона Морица (Мориса) де Гирша (1831-1896). Братья-бароны Ротшильды через свои Фонды способствовали трудоустройству и эмиграции в Палестину как европейских и восточных (грузинских, горско-татских, крымчацких) евреев, так и славян - «иудеян». Помогали им и в первоначальных трудностях на Святой земле (ср.: 6 : 65, 377, 441-442).
В русле этого начинания, талмудисты - субботники из Солодников – Грачёвы, Лашкины, Протопоповы и местные из православных Куракины – с 1877-90 гг. добивались коллективной эмиграции через г. Одессу (но поначалу, похоже, неудачно). Журналист З.Е. Гельман воспроизвёл предание из прямых потомков в Израиле, что мигранты-инициаторы «стремились к выполнению основных заповедей иудаизма» (5 : 3). На что А.Л. Львов документально (материал их «Воззваний») выделяет чисто крестьянское стремление обзавестись на чужбине хорошей землёй (8 : 119-149 и сн. 15). Нам представляется, что в концепте «земля Палестины обетованная, сионская» у крестьян-иудеян оба начáла могли так или иначе находить сочетание. Кстати, эти эмигранты действительно в итоге получили наделы плодородной земли в палестинских поселениях в приморье, на земле исторической Верхней Галилеи (пос. Га-Шарон, Квар-Саба и др.).
Во главе желающих выехать, за десятилетие их усилий, встал солодниковский крестьянин Агафон Иванович Куракин (1822-1927), иначе «Гапон Куракин», в иудействе – «Авраам». Православный (в преданиях – даже священнослужитель в небольш. сане, дьякон здешней церкви), он («услышав на колокольне глас божий» об иудействе и Палестине) примкнул к талмудистам и к сер. 70-х гг. получил иудейское духовное образование в Литве. Уже после Всероссийской переписи, в 1898 г. 163 чел., возглавляемые Гапоном Куракиным, прибыли на Святую землю. В т.ч. вместе с 70-летним главой семьи в Палестину приехали его жена и 12 детей.
Семейный съезд Куракиных в Израиле, собравший свыше 500 чел. (до половины потомков этой астрахан. фамилии), состоялся в 1990 г. (З.Е. Гельман). После чего в Гос. архив Астрахан. обл. обратился за уточнением своей родословной д-р Юван Дрор – директор Педагогического института кибуцного движения «Ораним» (г. Кирьят - Тивон вблизи Хайфы, в той же в Галилее), один из старейшин семейства - здравствовавших тогда правнуков Г. Куракина (как уже хор. изв., Дроры – ветвь их рода, изменившая фамилию).
Тем самым он вызвал, через областную прессу, к малоизвестной тогда ситуации с «бывшими субботниками» немалый общественный интерес в родном, Астраханском крае его предков (11 : 8). Но главные события, сделавшие мужчин Куракиных популярными и во всём Израиле тоже, были ещё впереди, состоялись через несколько лет.
Характерно, что все авторы, рассматривавшие роль "геров" - субботников в становлении Израиля – и крайне почётное место данной солодниковской семьи среди них (А.Л. Львов, З.Е. Гельман, В.А. Дымшиц, М.Е. Перельман, А.Я. Шульман) – единодушно считают, что эта интересная тема раскрыта пока ещё явно недостаточно.
Потомственные долгожители (Гапон прожил 105 лет, его ст. сын – 102 г.), сильные и рослые люди, мужчины из осн. линии Куракиных с успехом посвятили себя аграрному труду, науке и преподаванию, но особенно – военной службе, занимая с сер. XX в. (как и ряд других выходцев из славян - иудеян) видное положение в числе первых командиров отрядов в Армии обороны Израиля, трое из разных поколений Куракиных погибли в боях.
Прапраправнук А.И. Куракина - Гапона, подполковник морского десанта Йоси Куракин (2 м роста и св. 100 кг) считался самым сильным человеком Израиля и был чемпионом страны по армрестлингу, имел показательное прозвище … «Русский медведь» (наверняка, ввиду, никак не еврейского звучания фамилии). В возрасте 33-х лет он был убит 5 сентября 1997 г., командуя боевой спецоперацией десантников на юге Ливана, между гг. Тиром и Сидоном. В память об отце его подросшему восьмилетнему сыну Нево Куракину в День юбилея 55-летия гос-ва Израиль 4 мая 2003 г. было доверено зажечь факел на горе Теодора (Б.-З.) Герцля в г. Иерусалиме, вместе с тогдашним Президентом страны Моше Кацавом (А.Я. Шульман – см.: 14).
Субботники-талмудисты ("геры") в Воронежской обл., местах их первичного исхода, отмечались в с. Ильинка Каланчеевского р-на к нач. XXI в. (до их масс. эмиграции в Израиль – ок. 350-и чел.) и в пос. Высокий Таловского р-на (группа семей) до сих пор. Оставшиеся в приграничье Астраханской и Саратовской (с 1919 г. – и Царицынской) талмудисты, и караимы – по 300-400 чел., начиная с 1905 г., в связи со смягчением вероисповедного законодательства, одновр. созданием российского Совета баптистов (евангельских христиан), гораздо бóльшим расположением властей к таковым, всё чаще принимали это направление христианства-протестантизма . Так продолжалось вплоть по 1927 г. – и в с. Орлов Гай тогда Новоузенского уезда Самарской губ. (ныне – Ершовского р-на Саратовской обл.), и в др. местах степного Заволжья, вплоть до границ совр. Казахстана.
В Астраханской обл. "геры" - субботники проживают, изредка посещая синагогу в г. Астрахани, в с. Михайловка Лиманского р-на, в подстепных ильменях, вблизи границы с Республикой Калмыкия. Оно и было основано в период Кавказской войны (нач. XIX в.) по Кизлярскому («Линейному») военному тракту и в 1842 г. перенесено на нынешнее место именно «переселенцами из Воронежской губ.» (2 : 22; 12 : 52, 284, 407).
При вхождении данных территорий в состав Калмыцкой автономной области (июль 1927 г.) здесь было отмечено наличие единственного в степных краях иудейского религ. общества, насчитывавшего 101 прихожанина (из приблиз. 700-800 жит. села. – В.В.) и одного священнослужителя – раввина (1 : 25). Продолжает существовать эта специфич. этногруппа населения и до сих пор, хотя община их после возвращения Михайловки в Астраханскую область (декабрь 1943 г.) уже не фиксировалась. Односельчане и соседи иногда называют последователей этого необычного и непонятного им течения «людьми с колдовскими обрядами».
Но и научный интерес к «иудеянам» с. Михайловки со стороны видных исследователей еврейства в г. Москве (да и, похоже, не только их!) проявился совсем недавно. Нижневолжский регион – Астрахань, Лиман и Михайловку – 1-3 февраля 2007 г. посетила экспедиция во главе с М.М. Каспиной, в составе студ-тов и асп-тов по иудаике-библеистике, по филологии и истории религий из Российского государств. гуманит. ун-та (А.Б. Мороз, О.В. Белова, Л.Г. Жукова, Н.М. Киреева).
Таким образом, более чем двухсотлетняя (св. 10-и поколений) история позднего славянского «иудеянства» (в бассейне Дона и Волги) находит своё продолжение и ныне, в XXI в. Их традиция ещё живёт в воронежско-тамбовских местах формирования данных этноконфессиогрупп, немало их потомков по всей России, в ближнем и самом дальнем зарубежье. Сохраняется, после сложного и длительного развития, многих переездов и освоения всё новых мест, и в Нижневолжье (точнее, в сев.-зап. приморье Каспия и «подстепном» ареале) не очень большая, но сплочённая и компактная группа талмудистов - субботников, "геров" в с. Михайловка, Лиманском р-не Астраханск. обл.
В выступлении на Межрегион. н.-п. конф. «Астраханские краеведческие чтения - 2009 г.» предварительно предложена периодизация субботническо - молоканских миграций по югу России и за его пределы. Детальная же отработка должна стать предметом длительного и коллективного научного поиска.
Можно уже сейчас приветствовать изучение проблемы специалистами из разных регионов, ставшее уже несколько лет гораздо более энергичным, пожелать обнаружения новых интересных данных и их сопоставления, в целях выстраивания многообразных и, как можно убедиться, весьма ярких событий развития славянского «иудеянства», его истоков и эволюции, в единый историко-культурологический ряд.
Занятные специфич. глаголы «иудействовать и молоканить», в офиц. документах конца XIX в. – с явным осуждением тех, кто вёл себя столь «неподобающе», приводит в своих крайне инт. публикациях наш уваж. старш. коллега из г. Санкт-Петербурга, видный специалист по общ. иудаике и данным проблемам Александр Леонидович Львов (напр., 8 : 148-149 и сн. 18).
Автор соприкасался с данной молоканско - субботническо - баптистской и др. русскоязычной этноконфессиосредой в сер. июля 1972 г., в составе этногр. эксп. Сарат. гос. ун-та – на сев. берегу оз. Севана, в с. Шоржа Дилижан. р-на (мордва - молокане, затем их практич. полный исход в Россию в 90-х гг. XX в.). А также в большом с. Орлов Гай (3 тыс. жит.) Ершовского р-на Саратовск. обл. 5-6 августа 2001 г. Оно было основано и населялось после Указа имп. Екатерины II от 21 августа 1788 г. – об освоении мест меж 6-ью крепостями «по рекам Узеням», Большому и Малому, – в 90-х гг. XVIII - 30-х гг. XIX вв., как госуд. крестьянами из центр. областей, так и сектантами, во многом беглыми (сельский м/р «Заря» в южн. части Орлова Гая, со своим отд. клабд.), так и недавними и недолгими ссыльными – «духоборами из Грузии». Лидерами местных молокан в нач. XX в. и здесь тоже были семьи обрусевшей мордвы (Деевы и Моршневы). Кроме экспедиц. данных самого автора, в данном кратк. обзоре привлечены ещё и полезные работы об Орловом Гае уваж. Михаила Ивановича Крайнева, доц-та по механизации с/х в вузе г. Саратова, увлечён. краеведа родного села.
По отношению к совр. последователям этого течения верно отмечалось, что на деле собств. «прозелитами были их далёкие предки (в наших примерах, за 5-12 поколений, в сред. по 25 лет каждое. – В.В.), … термин "гер" приобрёл характер этнонима» (Мат. VI-ой ежегод. М/н. и междисц. конф. по иудаике. Академ. серия. Общ. и науч. ред. проф. Р.М. Капланов. Вып. 4. Ч. II – Ист. еврейск. народа. М.: [ЦНРиПИ "Сэфер - Книга" РАН]. 1991 – С. 75-85 и прим. 1).
Выражается благодарность за полученные сведения об этом «межконфессиональном передвижении нач. XX в.» и за содержательную, компетентную консультацию уваж. колл. Юрию Тихоновичу Садченкову – тогда нач. отдела по связям и содействию религиозным организациям Аппарата Главы Адм. Волгоград. обл., наша беседа от 4 января 2002 г.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Бакаева Э.П. Об особенностях современной религиозной ситуации в Калмыкии (буддизм и «посвящённые») // Этнографич. обозрение. № 3. 2004 – С. 23-29.
2. Васькин В.М. Заселение Астраханского края. Волгоград: Нижне-Волжск. кн. изд-во [Астрахан. обл. Ин-т усоверш. учт-лей]. 1973 – 47 с.
3. Викторин В.М. Этнические группы царицынско - царевских и черноярских рубежей в конце XVIII - нач. XX вв. и некоторые проблемы их современного изучения // Сарепта и народы Поволжья в истории и культуре России (Мат. VII М/н. фестиваля «Сарепт. встречи» и науч. конф., 14 сентября 2001 г.). Волгоград: Изд-во «ООО "Фирма Л.П.Ф."» [Адм. Волгоград. обл, Гос. ун-т, ГИЭиАМЗ «Ст. Сарепта»]. 2002 – С. 81-84.
4. Викторин В.М. Субэтноконфессиональные специфические группы населения в Нижнем Поволжье и ближнем Предкавказье (XVII - XXI вв.) // Науч. вестник Астрахан. фил. ФГОУ ВПО «Волгоград. акад. госслужбы». Сб. науч. раб. препод-лей. Вып. 3. Сост. и отв. ред. Э.Ш. Идрисов. Астрахань: Изд-во "Color". 2007 – С. 82-90.
5. Гельман З.Е. Астраханцы Куракины живут в Верхней Галилее («Диаспора») // Российск. газета. № 187 (2296). 1999, 23 сентября – С. 3.
6. Горские евреи: история, этнография, культура. Сост. и гл. ред. В.А. Дымшиц. М. - Иерусалим: Изд-ва «Знание» / «ДААТ» [Программа ООН в РФ]. 1999 – 462 с.
7. Львов А.Л. Дело о караимских молитвенниках [в Астрахан. губ., 1893-94 гг.] («Времена, события, интерпретации») // Параллели. Русско-еврейск. ист.-литерат. и библиогр. альманах. № 4-5. М.: Изд-во «Дом еврейск. книги». 2004 – С. 48-73 / Эл. ресурс: wwwlvov.judaica.spb.ru/emigration.shtml (2004) – 15 с.
8. Львов А.Л. Эмиграция иудействующих в Палестину // Еврейский музей: Сб. ст. Сост. В.А. Дымшиц, В.Е. Кельнер. СПб.: Изд-во «Симпозиум», 2004 – С. 119-149 / Эл. ресурс: wwwlvov.judaica.spb.ru/emigration.shtml (2004) – 20 с.
9. Мокшин Н.Ф. Религиозные верования мордвы. Науч.-попул. изд. Саранск: Мордов. кн. изд-во. 1998 – 245 с.
10. Перельман М.Е. и др. Русские геры в Израиле // wwwrjews.net/ohel/gerim-ru.htm (2002) – 2 с.
11. Сабешкина В.В., Варламова В.В. Правнук желает знать … («Далёкое - близкое») // Астрахан. известия. № 16 (68). 1992, 16 апреля – С. 8.
12. Справочник адм. - терр. деления Астраханской обл.: 1918-2008 гг. («Астрахан. губ. библ-ка»). Гл. ред. Н.М. Ушаков. Астрахань: Изд-во «ООО Типогр. "Нова"». 2008 – 448 с.
13. Тюркские народы Крыма: караимы, крымские татары, крымчаки (Серия «Народы и культуры»). Отв. ред. С.Я. Козлов, Л.В. Чижова. М.: Наука. 2003 – 459 с.
14. Шульман А.Я., Львов А.Л. Русские корни героев Израиля // wwwwaronline.org/IDF/Articles/russian_roots.htm (2004) – 4 с.
Источник: http://www.migdal.ru/forum/940/