Секреты караимов
Самуил Имас

    «Караим?.. А что это за нация?! Других, что ли, не нашли?!»

    Александр Казаков, завотделом науки райкома КПСС в Москве, в дальнейшем — вице-премьер, председатель Госкомимущества России, ныне член Совета директоров «Газпрома», курирующий проблему НТВ («Московские новости», апрель 2001 г.).

В детстве, в начале пятидесятых, — помню глухие разговоры в доме о караимах, которые «вообще-то те же евреи — но!..» — и палец указательный утыкался в небо, а интонация без сомнений означала; что уж они-то сумели устроиться... В чем это «устроиться» выражалось — мне было трудно тогда понять...

В дальнейшем — не раз и не два — заглядывал я в отечественные источники, но они были скудны и достаточно противоречивы. Так, «Большая Энциклопедия» в 1902 году сообщала, что «караимы — народность, вероисповедание. Язык — тюркский». Далее шел весьма живописный пассаж, который привожу дословно: «Видом караимы сближаются тоже с тюрками, но с более тонкими чертами и более развитыми бородами (?..), как бы являя собой тюрков с примесью семитской или (?..) индоевропейской крови.

По мнению известного ученого караима Фирковича, караимы суть потомки хазар. Впрочем, мнение это принято не всеми».

Советский Энциклопедический Словарь — через шестьдесят лет — кое-что уточнял: что-де термин «караим» — по-древнееврейски «чтецы» — обозначает принадлежность к вероучению (секта в иудаизме) и название народности — потомков тюркских племен, входивших в состав Хазарского каганата (IX-X вв. н.э.). То есть, надо понимать, с иудаизмом связь тут есть, а с этническими евреями — никакой...

Еще через двадцать лет, на последнем дыхании Советской власти, однотомный вариант того же Словаря был уже вовсе лапидарен: «Караимы — народ, небольшими группами живущий в УССР и Литовской ССР. Общая численность 3,3 тыс. человек. Язык — тюркский». И все. И никаких ссылок на «ученых караимов» или иных ученых, или какие-либо прочие исторические источники.

Создавалось впечатление сознательных умолчаний. Но — для чего? И отчего?

Заметим, что тот же последний советский однотомный Энциклопедический Словарь, определивший караимов как «народ» общей численностью в 3,3 тыс. человек, касательно евреев сообщал: «Евреи — общее этническое название народностей, исторически восходящих к древним евреям. Живут в различных странах. Общая численность около 15 млн. человек».

Не будем сейчас комментировать эту «неадекватность» формулировок, а заглянем еще в некоторые отечественные издания.

Толковый словарь Ушакова в 1935 году уже несколько «проговаривался»: «...чтецы (караим) — подразумевается, чтецы Библии, — народность, происходящая от еврейской секты, отрицавшей Талмуд и признававшей только Библию (Тору)».

Но наиболее правдивый текст обнаруживаем в... «Научно — атеистическом словаре» 1969 г.: «Секта эта возникла в VIII в. среди евреев Вавилонии».

Далее идет уже забавно идеологизированный текст: «Талмудистов они смешливо именовали раббонитами, т.е. приверженцами авторитетов. (Чувствуете: нас подводят к мысли, что караимы — сиречь революционеры — С.И.) Служители ортодоксального иудаизма жестоко преследовали караимов. В какой-то мере (?) караимство было выражением глухого (?..) протеста народных масс еврейских общин Вавилонии против бесчеловечной эксплуатации, оправдываемой Талмудом и раббонизмом».

На чьей стороне авторы Словаря — сомнению не подлежит... Но все-таки неясно — отчего это «неравноправие». Ведь слово произнесено: караимы суть евреи...

Впрочем, к концу заметки авторы спохватываются и спешат добавить: «Со временем караимы превратились (?..) в особую этническую группу...»

Загадки накапливались, но ответа не было. Ясно было одно: вокруг караимов культивировалась некая историческая таинственность, природа которой интриговала и требовала разгадки...

Новое время принесло новые источники — и «тайны» караимов начали раскрываться.

Основателем караимской секты был Анан бен-Давид, живший в VIII в. в Вавилонии. Евреи в ту пору не подвергались этническим репрессиям, глава богатой и процветающей еврейской общины был приравнен к министру шахского двора (собственный слон для выезда...). И когда умер старый экзиларх (руководитель еврейской общины) два его сына сцепились в борьбе за власть.

Старший стал экзилархом, а младший (Анан бен-Давид) затеял религиозную реформу, рассчитывая привлечь к себе большинство евреев Вавилонии. Замысел не удался. К Анану примкнули немногие. Так и возникла еретическая иудейская секта — «признающие только Письменную Тору».

Когда в стране началась антиеврейская резня и насильственное обращение в ислам — еврейские беженцы (и среди них — караимы) устремились в державу кочевых племен хазар, вожди которой приняли иудаизм. А когда хазар разгромили славяне во главе с викингами — остатки еврейской общины бежали в дикий в то время Крым; где образовали две общины: евреи-раббаниты (крымчаки) и караимы.

Спустя столетия, когда стало ясно, что евреи в Российской империи — изгои, лидеры караимской общины обратились к царю с беспрецедентным заявлением: «Караимы не несут ответственность за распятие Иисуса, поскольку их предки, иранские евреи, жили в I в. н.э. — уже и изгнании, в Вавилонии!» На удивление, это заявление было признано резонным, и на караимскую общину не распространились дискриминационные антиеврейские законы Российской империи. Они имели право владеть землей, получать офицерские звания и даже дворянские титулы. На них не распространялись законы о черте оседлости и процентной норме...

Уже упоминавшийся Авраам Фиркович утверждал в своей книге, что евреи-раббаниты повинны также в смерти основателя секты караимов Анапа бен-Давида: «Не удивительно, что они убили даже Иисуса, сына Мирьям, праведника честного, непорочного и б-гобоязненного, спасшего большинство народов от древнего идолопоклонства...»

Фиркович подал прошение русскому правительству о том, чтобы караимов не именовали больше евреями, а упоминали в документах как «русских караимов».

Специалисты отмечают, в частности, что приписывание тюркского происхождения караимам на основании употребления ими татарского языка столь же «логично», как, предположим, утверждение «германского происхождения восточно-европейских евреев» — на основании использования языка идиш...

Любопытно, что «отделение» караимов от евреев происходило лишь в России. Караимы Египта, например, считали себя частью еврейского народа, а свое учение — «наиболее чистой и правильной версией иудаизма».

В 1938 году из Праги в гестапо пришло письмо: «Мы, российские дворяне, бывшие офицеры колчаковской, врангелевской и деникинских армий, белые эмигранты, караимы, заявляем, что никакого отношения к евреям не имеем, и просим — связанные с ними дискриминационные акты на нас не распространять».

Дотошные немцы через подставных лиц обратились к крупным раввинам вне Германии с вопросом, являются ли караимы евреями.

Религиозные авторитеты, как сговорившись1, дали отрицательный ответ.

Вот так караимы Крыма, Польши и Литвы уцелели в огне Холокоста.

А после войны раввины так объяснили свой ответ: «Разумеется, караимы, даже отказавшись от еврейского народа — остались евреями. Но во имя спасения людей мы пошли на сознательную ложь».

Настойчивый отказ караимов от еврейских корней приобретает порой вполне анекдотический оттенок: среди своих знаменитых соплеменников, которыми надлежит гордиться (вполне еврейская, кстати, черта), указывают Мамая, Чингисхана и... Остапа Бендера, «сына турецкоподданного...».

Тотальная фальсификация и мифологизация истории караимов — это, по сути, мрачная тень антисемитизма, побуждающая отторгать их от еврейства (и самим им — отторгаться...).

1 Это были варшавские раввины р. Зейлиг Калманович, р. Меир Балабан и р. Ицхак Шиппер.

Источник: http://www.migdal.ru/times/11/940/