КТО ТАКИЕ КАРАИМЫ
Караи́мы — немногочисленная тюркская (или тюркоязычная) народность.
Караимы традиционно исповедуют караимизм, являющийся, по разным источникам, либо четвёртой, самой малочисленной авраамической религией, либо особым ответвлением от иудаизма. Богослужение проводилось и проводится не только на языке Ветхого Завета, но и на караимском, русском, польском языках и латыни.
Ортодоксальные иудеи считают караимизм иудейской сектой, и обвиняют в несоблюдении предписаний иудаизма.
Караимский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков. Различаются северный (тракайский), южный (галичский) и крымский диалекты.
Традиционными местами проживания караимов являются Крым, некоторые города Западной Украины (Галич, Луцк) и район Тракай в Литве.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ КАРАИМОВ
Происхождение караимов неясно. Существуют несколько гипотез на этот счет, но ни одна полностью не доказана.
М. И. Артамонов пишет:
« Возможно, что евреи-караимы смешались с остатками хазаро-болгарского населения Крыма, исповедовавшего иудейскую религию, и распространили среди них свое учение [...] единственным доводом в пользу хазарского происхождения караимов остается их язык, близкий к половецко-огузскому, из чего и заключают, что хазары-караимы, сохранив свою религию смешались с половцами. Некоторые идут ещё дальше и считают, что хазары с самого начала были не раввинистами, а караимами, для обоснования чего в наших источниках, как мы видели, нет решительно никаких данных. Следует признать, что в истории караимов многое ещё остаётся неясным." (Артамонов М. И. История хазар — Ленинград, 1962 — С. 447)
ЧИСЛЕННОСТЬ КАРАИМОВ
Согласно переписи 1989 года, в РСФСР проживало 449 караимов [46].
По результатам всеобщей переписи населения 2002 года, в Российской Федерации проживает 354 караима [47].
В Москве и Московской области проживают 138 караимов, в Санкт-Петербурге 53 караима.
КАРАИМСКИЕ КУЛЬТУРНЫЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
В Москве и Санкт-Петербурге организованы караимские общества, ведущие культурно-просветительскую и благотворительную работу:
* Культурно-просветительная ассоциация караимов (руководитель — Казас Михаил Михайлович);
* Культурно-просветительная ассоциация караимов «Илк» (руководитель — Бабаджан Илья Семенович);
* Лига караимов России (руководитель — Фуки Илья Александрович).
В 1994—2002 гг. в Москве выходила ежемесячная газета «Караимские вести» на русском языке, периодически выпускаются книги по караимской тематике, в том числе 6 томов «Караимской народной энциклопедии».
Среди известных караимов — разведчик, дипломат и историк Иосиф Ромуальдович Григулевич, композитор Самуил Моисеевич Майкапар, общественный деятель Соломон Самуилович Крым, актёр Сергей Тонгур.
Активное участие в жизни караимских общин принимал Михаил Сарач — караимский филантроп и идеолог караимского национального движения: он оказывал значительную финансовую «братьям по крови», а его взгляды на происхождение караимов и караимскую религию оказали заметное влияние на развитие этнического самосознания караимов.
В настоящее время в России не зарегистрировано ни одной караимской религиозной общины.
Караимские участки сохранились на еврейских кладбищах в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Таганроге и Самаре. Караимское кладбище в Москве (часть Еврейского Дорогомиловского кладбища) было снесено в годы Советской власти.
Кроме караимов этнических, на Юге России и в Ростове-на-Дону проживают этнические русские, исповедующие караимизм.
ТЕРМИН "КАРАИМ" И ЕГО ЭТИМОЛОГИЯ
Термин «караи́м» имеет двоякий смысл, и обозначает как этнос, так и приверженца караимской веры любой национальности. Неоднозначность термина «караим» может стать причиной терминологической путаницы. Поэтому применение термина «караим» без пояснения некорректно и нежелательно. В официальных документах достаточно ограничиться термином «крымские (литовские, луцко-галичские) караимы», указывающим одновременно и национальную принадлежность, и территорию формирования этноса (как и в отношении, например, крымских татар).
Этимология слова «караим» связана с ивритским корнем кара́ (ивр. קרא) (читать), связанного со Священным Писанием Микра (ивр. מקרא). Образованная от него форма причастия карай («читающий») во множественном числе имеет форму караим («читающие»). Слово «караим» вошло в употребление в IX веке и изначально использовалось для обозначения именно религиозной группы. Для наименования караимского этноса использовался термин "караиты". Впоследствии, однако, в советской тюркологии термин "караимы" закрепился за названием, в первую очередь, караимского этноса.
Отредактировано Agador (2009-09-24 20:29:11)