Религионавтика - для всех!

Объявление

Клуб Религионавтов приветствует Вас на этом Форуме! Заходите, регистрируйтесь, задавайте вопросы, участвуйте в обсуждении интересных для Вас тем, публикуйте свое творчество, высказывайте свое мнение о любых явлениях и событиях. Желаем приятного и полезного общения! Надеемся, что Вам будет уютно и не скучно с нами!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Караимы

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

КТО ТАКИЕ КАРАИМЫ

Караи́мы  — немногочисленная тюркская (или тюркоязычная) народность.

Караимы традиционно исповедуют караимизм, являющийся, по разным источникам, либо четвёртой, самой малочисленной авраамической религией, либо особым ответвлением от иудаизма. Богослужение проводилось и проводится не только на языке Ветхого Завета, но и на караимском, русском, польском языках и латыни.
Ортодоксальные иудеи считают караимизм иудейской сектой, и обвиняют в несоблюдении предписаний иудаизма.

Караимский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков. Различаются северный (тракайский), южный (галичский) и крымский диалекты.

Традиционными местами проживания караимов являются Крым, некоторые города Западной Украины (Галич, Луцк) и район Тракай в Литве.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ КАРАИМОВ

Происхождение караимов неясно. Существуют несколько гипотез на этот счет, но ни одна полностью не доказана.

М. И. Артамонов пишет:
« Возможно, что евреи-караимы смешались с остатками хазаро-болгарского населения Крыма, исповедовавшего иудейскую религию, и распространили среди них свое учение [...] единственным доводом в пользу хазарского происхождения караимов остается их язык, близкий к половецко-огузскому, из чего и заключают, что хазары-караимы, сохранив свою религию смешались с половцами. Некоторые идут ещё дальше и считают, что хазары с самого начала были не раввинистами, а караимами, для обоснования чего в наших источниках, как мы видели, нет решительно никаких данных. Следует признать, что в истории караимов многое ещё остаётся неясным." (Артамонов М. И. История хазар — Ленинград, 1962 — С. 447)

ЧИСЛЕННОСТЬ КАРАИМОВ

Согласно переписи 1989 года, в РСФСР проживало 449 караимов [46].

По результатам всеобщей переписи населения 2002 года, в Российской Федерации проживает 354 караима [47].

В Москве и Московской области проживают 138 караимов, в Санкт-Петербурге 53 караима.

КАРАИМСКИЕ КУЛЬТУРНЫЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

В Москве и Санкт-Петербурге организованы караимские общества, ведущие культурно-просветительскую и благотворительную работу:

    * Культурно-просветительная ассоциация караимов (руководитель — Казас Михаил Михайлович);
    * Культурно-просветительная ассоциация караимов «Илк» (руководитель — Бабаджан Илья Семенович);
    * Лига караимов России (руководитель — Фуки Илья Александрович).

В 1994—2002 гг. в Москве выходила ежемесячная газета «Караимские вести» на русском языке, периодически выпускаются книги по караимской тематике, в том числе 6 томов «Караимской народной энциклопедии».

Среди известных караимов — разведчик, дипломат и историк Иосиф Ромуальдович Григулевич, композитор Самуил Моисеевич Майкапар, общественный деятель Соломон Самуилович Крым, актёр Сергей Тонгур.

Активное участие в жизни караимских общин принимал Михаил Сарач — караимский филантроп и идеолог караимского национального движения: он оказывал значительную финансовую «братьям по крови», а его взгляды на происхождение караимов и караимскую религию оказали заметное влияние на развитие этнического самосознания караимов.

В настоящее время в России не зарегистрировано ни одной караимской религиозной общины.

Караимские участки сохранились на еврейских кладбищах в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Таганроге и Самаре. Караимское кладбище в Москве (часть Еврейского Дорогомиловского кладбища) было снесено в годы Советской власти.

Кроме караимов этнических, на Юге России и в Ростове-на-Дону проживают этнические русские, исповедующие караимизм.

ТЕРМИН "КАРАИМ" И ЕГО ЭТИМОЛОГИЯ

Термин «караи́м» имеет двоякий смысл, и обозначает как этнос, так и приверженца караимской веры любой национальности. Неоднозначность термина «караим» может стать причиной терминологической путаницы. Поэтому применение термина «караим» без пояснения некорректно и нежелательно. В официальных документах достаточно ограничиться термином «крымские (литовские, луцко-галичские) караимы», указывающим одновременно и национальную принадлежность, и территорию формирования этноса (как и в отношении, например, крымских татар).

Этимология слова «караим» связана с ивритским корнем кара́ (ивр. קרא‎) (читать), связанного со Священным Писанием Микра (ивр. מקרא‎). Образованная от него форма причастия карай («читающий») во множественном числе имеет форму караим («читающие»). Слово «караим» вошло в употребление в IX веке и изначально использовалось для обозначения именно религиозной группы. Для наименования караимского этноса использовался термин "караиты". Впоследствии, однако, в советской тюркологии термин "караимы" закрепился за названием, в первую очередь, караимского этноса.

Отредактировано Agador (2009-09-24 20:29:11)

0

2

О караимах, их взаимоотношениях с евреями - см статью "Секреты караимов" С. Имаса.

0

3

Рекомендую также статью об этнографии караимов в России

0

4

С Новым годом! И всеми совпавшими праздниками самых разных конфессий.
Спасибо огромное "на добром слове". Вам, уважаемый Agador, и всем активистам и гостям сайта пожелаю от души всех и всяческих удач!  До наших добрых встреч - заочных и личных.
Мои научные интересы ... Не совсем так, как Вы спрашиваете. Я больше историк-тюрколог. И конечно, весьма увлечён проблемами караимов и крымчаков. Бывал на Чуфут-Кале (дважды, с младых, школьных лет), общался с друзьями Сергея Марковича, Серайя-бека Шапшала. Сейчас, преподавая историю и культуру, этнологию Ирана на восточвном отделении Астраханского госуниверситета, постоянно сталкиваюсь с его наследием в бывш. Персии. А "русских караимов" Поволжья надеюсь повстречать. На "Иудаике Сефера", конф. в Подмосковье почтен. М.А. Членов сказал (после моего доклада): есть ещё они! Завершил большущую статью о нерусских - неправославных ... казаках. Работаю над материалами о кряшенах и нагайбаках, "тенгрианах" меж Татарстаном и Чувашией, где тоже побывал (у всех родной татарский), о "горских" татаоязычных иудеях Дагестана (есть аналогии с караимами). О самаритянах Ближнего Востока - думаю, ещё обсудим.
Всем удач! Виктор Мих. Викторин - доц., гос.советник

0

5

Виктор М. Викторин
Благодарю за теплые слова! Примите мои поздравления с наступившим новым годом и грядущим Рождеством! Буду Рад с Вами пообщаться. Вы - уникальный специалист, такую информацию трудно где-нибудь ещё найти.  Желаю успехов в Ваших исследованиях и удачи в жизни!

0

6

Agador
Это я очень благодарен Вам! С начавшимся циклом праздников! Благ и удач в работе, счастья в жизни.
Что уж там уникального. Только что, свосем-совсем свежая, вышла вообще классная статья почти по тем же вопросам почтенного Александра Леонидовича Львова, кандидата историч. наук, виднейшего и тонкого иудаиста из г. Санкт-Петербурга - нашего старшего коллеги. Кстати, о трагедии части субботников в Крыму пр фашистах, но с другой частью в соседних колхозах тут же разобрались, помиловав их и объявив ... "караимами". О роли "священных текстов" в самоопределении, когда и национальность-то не так уж важна бывает ... до поры и времени: Холокоста и эмиграции.
Возьму смелость рекомендовать Вам и всем ля просчтения и обдумывания:
Львов А.Л. Русские иудействующие как тексттуальное сообщество: о границах применимости этноконфессиональных категорий // Этнографическое обозрение. Журнал ИЭА РАН. 2009, № 6, ноябрь-декабрь - С. 120-133.
Чуть-чуть мы расходимся в позициях с многоуваж. автором, и дискуссия продолжится. Будем держать в курсе.
Успехов !

0

7

Victor M. Victorin
Я тоже с удовольствием прочитал ваш материал. У меня есть несколько вопросов, но сейчас цейтнот по времени. Надеюсь, еще пообщаемся. Удачи!

0

8

Было интересно почитать, много новой для меня инфо...

0

9

Спасибо и Вам большое, коллеги Fly и Doom, все, кто ознакомился. С весной ! Рад буду всё обсудить при любой возможности. Искренне

0